Гендель, Георг Фридрих
1685 - 1759

Назад

Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel) - Композитор

Родился 23 февраля 1685 года, Галле - умер 14 апреля 1759, Лондон. 

Отец Генделя был цирюльник и хирург; он имел титул лейбхирурга князя саксонского и курфюрста бранденбургского; ему было уже 63 года, когда он женился на Доротее, дочери Тауста, приходского священника. Громадное музыкальное дарование Генделя сказалось очень рано, но встретило в лице его отца противодействие. Лишь тогда, когда в дело вмешался герцог Саксен-Вейсенфельский, пораженный игрой восьмилетнего мальчика на органе, старик примирился с призванием сына. С тех пор Гендель начал правильно учиться музыке у органиста Ф. В. Цахау. Уже в 1696 отец Генделя предпринял с 11-летним маленьким композитором поездку в Берлин и представил его ко двору, где Гендель импонировал Дж. Бонончини и Ат. Ариости своим искусством в импровизации и игре по генерал-басу. Курфюрст (впоследствии король Фридрих I) предложил отправить мальчика учиться в Италию, но отец Генделя предпочел оставить сына при себе, с тем, чтобы дать ему, кроме музыкального и юридическое образование. Но уже в следующем (1697) году старик скончался. Из уважения к воле отца Гендель записался студентом на юридический факультет в 1702, но одновременно с этим получил на один год место органиста при реформатской дворцовой церкви. 

По истечении этого года Генделю захотелось повидать свет и он отправился в Гамбург, в то время первый в музыкальном отношении город Германии, где незадолго до этого открылась первая постоянная немецкая опера (за исключением "Daphne" Генриха Шютца и "Seelewig" Штадена, вообще первая немецкая опера). Но в то время, когда Гендель прибыл в Гамбург (1703), онера эта уже приходила в упадок; композитор  Кейзер, сделавшись одним из содержателей оперы, начал делать непростительные уступки вкусам толпы, тем не менее слава гамбургской оперы была еще очень велика. Гендель не нуждался в знаменитом учителе, но нашел вскоре советника в лице Маттезона, который оценил его гениальность. Однако дружба их оборвалась сразу, когда Гендель случайно нанес удар тщеславию Маттезона; результатом была дуэль, которая чуть было не стоила Генделю жизни. Гендель написал для Гамбурга 4 немецкие оперы (но по обычаю того времени с вставками на итальянском языке): "Альмира" (1705, поставлена вновь в Гамбурге 1878); "Нерон" (1705), "Дафне" (1708) и "Флориндо" (1708; партитуры последних трех опер пропали). Наибольший успех имела "Альмира". Завидуя Генделю, Кейзер сам написал оперы на сюжеты "Альмиры" и "Нерона" и снял оперы Генделя с репертуара. В 1706 Кейзер однако обанкротился и преемник его Заурбрей заказал Генделю оперы "Дафне" и "Флориндо" (составлявшие собственно, одну оперу, вследствие длины своей разделенную на две части). 

Во время исполнения этих опер Гендель был уже в Италии. Он отправился туда в начале 1707 года по приглашению принца Дж. Гастона де Медичи, который присутствовал при исполнении оперы "Альмира". Пребывание Генделя в Италии длилось три года. Осенью 1707 во Флоренции шел его "Rodrigo" (примадонной была Тези); в начале 1708 Гендель переехал в Венецию, где ставилась вторая его итальянская опера "Agrippina". Из Венеции он в марте поехал в Рим, где его ожидал превосходный прием, вращался в академии аркадцев, жил у маркиза Русноли (князь Черветери) и написал две оратории ("La resurrezione" и "Il trionfo del tempo e del disinganno"; первая исполнена в академии аркадцев, вторая у кардинала Оттобони). В Венеции Гендель познакомился с Ант. Лотти, в Риме подружился с обоими Скарлатти и с Корелли. Он сопровождал обоих Скарлатти летом 1708 в Неаполь, где остался до осени 1709 и усвоил себе стиль А. Скарлатти в композиции кантат. На обратном пути Гендель пробыл карнавал 1710 еще раз в Венеции, возобновил завязанное еще в первый приезд знакомство с ганноверским придворным капелмейстером аббатом Стеффани, за которым и последовал в Ганновер. Стеффани подал в отставку и предложил курфюрсту вместо себя Генделя. Гендель тотчас же испросил отпуск для путешествия в Англию, куда успел отправиться еще в 1710 году, посетив предварительно на короткое время своих родных в Галле. 

В Лондоне, после временного процветания национальной оперы при Пёрселле (ум. 1695), началось как раз вторжение итальянской оперы. Поэтому Гендель, прославившийся в Италии, встретил здесь превосходный прием, перешедший в восторг, когда была поставлена его опера "Rinaldo", написанная за 14 дней (составлена из прежних арий). Служба заставила Генделя вернуться весной 1711 в Ганновер, где он написал несколько камерных дуэтов в духе Стеффани и несколько концертов для гобоя. Но уже весной 1712 он был снова на пути в Лондон. Опера его "Il pastor fido" имела умеренный успех, "Teseo" также; за то написанный к торжеству заключения мира "Утрехтский Te Deum" (1713) завоевал ему вполне сердца англичан, так как в нем они увидели как бы нового Пёрселля. Королева Анна пожаловала Генделю годовое содержание в 200 фунтов стерлингов. Зато отношения с курфюрстом были для Генделя этим испорчены, так как этот законный наследник королевы был с ней в очень натянутых отношениях. В 1714 умерла королева и курфюрст прибыл в Лондон; сначала он совершенно игнорировал Генделя, но потом помирился с ним за сочиненную последним в честь короля серенаду ("Wassermusik"). В 1716 Гендель сопровождал нового короля (Георга I) в Ганновер, причем посетил снова свою родину и мать. В Ганновере он написал свое последнее немецкое произведение, Passion на текст Брокеса, на который уже писали до него Кейзер и Телеман; другую ораторию (Passion на текст Постеля) Гендель написал еще в 1704 в Гамбурге. Вернувшись в Лондон Гендель поехал по приглашению герцога Чэндоса в его замок Кэннонс близ Лондона; там он написал, в течение следующих затем трех лет, 2 "Chandos-Tedeums", 12 "Chandos-Anthems", светскую ораторию "Ацис и Галатея" (переработка сочинения, написанного в Неаполе) и свою первую большую ораторию "Эсфирь" (англ.). 

Новая фаза в жизни Генделя начинается в 1719 с основанием "Оперной академии" (Royal academy of music). Это грандиозное предприятие явилось результатом частной инициативы в придворных кругах и получало от короля субсидию в 1000 фунтов стерлингов. Генделю было поручено набрать персонал и он отправился за этим в Дрезден. В 1720 начались представления "Академии" оперой Порта "Numitore"; второй оперой был "Radamisto" Генделя. В 1721 Гендель написал: "Muzio Scevola", "Floridante"; в 1723: "Ottone", "Plavio"; в 1724: "Giulio Cesare", "Tamerlano"; в 1725: "Rodelinda"; в 1726: "Scipione", "Alessandro"; в 1727: "Admeto", "Riccardo I"; в 1728: "Siroe", "Tolemeo". Оперы эти скоро распространились по Европе; некоторые ставились даже во Франции. Вместе с Генделем оперы для академии писал также Бонончини, успехи которого соперничали с генделевскими; но в 1828 он должен был уехать из Лондона. К 1728 году относится "Коронационный Anthem" Генделя, написанный ко дню восшествия на престол Георга II. В том же году "Оперная академия" прекратила свое существование, благодаря денежным неудачам. Сатира Гэя "Нищенская опера" (Beggarsopera) выставила итальянскую оперу в глазах публики в смешном виде и дискредитировала ее. Директор технической части Гейдеггер купил театр вместе со всем имуществом и поручив Генделю составить новую труппу, передал в его руки управление музыкальной частью. Гендель поспешил в Италию, посетил в последний раз свою ослепшую мать в Галле, познакомился в Неаполе со школой Скарлатти в ее полном развитии и вернулся осенью 1729 с новым персоналом в Лондон. 

Эта вторая академия поставила из оперГенделя: "Lotario" (1729), "Partenope" (1730), "Poro", "Ezio" (1731), "Sosarme" и "Orlando" (1732). В 1732 пало и это новое предприятие; Гендель уволил знаменитого кастрата Сенезино, а это обстоятельство повлекло за собой уход остальных членов труппы и образование в 1733 конкурирующего предприятия, устроенного враждебной Генделю партией, с Порпорой (а позднее Гассе) в качестве дирижера и композитора. Гендель еще раз поспешил в Италию, чтобы набрать свежие силы. Первый год прошел еще довольно удачно для Генделя, он поставил свою новую оперу "Arianna" и вновь переделанную "Pastor fldo" (1734). Но когда враги Генделя вступили в состязание имея Сенезино и Фаринелли во главе, то Гейдеггер струсил; Генделю пришлось нанять ковентгарденский театр и продолжать вести предприятие уже на свой собственный страх, а Гейдеггер тем временем сдал театр Геймаркет противникам. 

Только лихорадочно напрягая все свои силы, Гендель мог бороться с денежным разорением. Из новых опер своих он поставил в 1734: "Terpsichore", "Ariodante"; в 1735: "Alcina"; в 1736: "Atalanta", "Giustino", "Arminio"; в 1737: "Berenice". Кроме того им были исполнены новые оратории. Уже в 1732 его "Acis and Galathea" и "Esther" возбудили в новой переделке большое внимание: в 1733, на торжественном акте оксфордского университета, имевшем значение празднества примирения с новым царствующим домом, исполнены были "Acis and Galathea", "Esther", "Deborah", "Утрехтский Tedeum" и "Athalia" Генделя. Постом 1737 он исполнил "Esther", вновь переделанную "Trionfo del tempo е della verità" и "Alexanderfest". Такого чрезмерного напряжения не выдержала наконец и могучая натура Г. У него отнялась параличом правая сторона и рассудок временно помутился. Оперу пришлось закрыть, певцов отпустить, заплатив им только половину следуемого, а сам Гендель отправился в Ахен, где подвергнулся усиленному лечению, которое очень скоро принесло ему полное исцеление. Вернувшись в Лондон, Гендель написал в честь умершей королевы Каролины трогательный погребальный антем. Между тем и опера его противников потерпела крушение. Неутомимый Гейдеггер собрал обломки обоих предприятий и снова открыл оперу (еще осенью 1737) произведениями Г. "Faramondo" и "Serse"; но и он вскоре должен был прекратить свое дело. Сам Гендель дал в 1739–1740 несколько представлений, не имея постоянной труппы, а с теми силами, которые находились под рукой. Он написал для этого оперы: "Jove in Argo", "Imeneo" и "Deidamia" и оратории "Саул", "Израиль" и "L'allegro, il pensieroso ed il moderato". Большая часть инструментальных произведений Гендель написана также до 1740, а именно: 12 сонат для скрипки (или флейты) с генерал-басом, 13 сонат для 2 скрипок (гобоев или флейт) с басом, 6 Concerti grossi (так называемые концерты для гобоя), еще 5 оркестровых концертов, 20 органных концертов, 12 больших концертов для струннных инструментов и большое количество сюит, фантазий и фуг для клавесина и органа. 

С 1741 начинается наконец полное признание гения Генделя, после того, как еще незадолго перед тем ему пришлось выдержать новый удар судьбы; в этом году он написал в 24 дня своего "Мессию" и исполнил его впервые в Дублине 12 апреля 1741 года. В 1742, с тем же "Мессией" Гендель проложил себе окончательно дорогу в Лондоне. С 1749 он исполнял эту ораторию ежегодно в пользу воспитательного дома (28 исполнений доставили доходу более 10.000 фунтов стерлингов). С этих пор Гендель окончательно посвятил себя оратории. В том же 1742 он написал "Самсона", в 1743 "Семелу", в 1744 "Геркулеса" и "Валтасара", в 1745 ораторию на празднование победы при Кёллрдене, в 1746 "Иуду Маккавея" и "Иосифа", в 1747 "Josua" (Иисус Навин) и "Александра Балуса", в 1748 "Соломона" и "Сусанну", в 1749 "Феодору" и "Иевеая" (Jephtha). Таким образом величайшие свои произведения он создал в возрасте 56–66 лет. С 1751 года ему уже мешала работать надвигавшаяся слепота, но он тем не менее продолжал давать концерты и сам играл органную партию в своих ораториях. Последний концерт под управлением Генделя ("Мессия") происходил за восемь дней до его смерти. 

Англичане имеют полное право считать Генделя своим величайшим композитором. Немецкого элемента отрицать в нем конечно нельзя; даже если бы он мальчиком попал в Лондон, элемент этот едва ли мог бы не проявиться в его творчестве. Тем не менее мы не должны забывать, что направление и развитие композиторской деятельности Генделя существенно зависели от его жизненной обстановки, от потребностей и вкуса его публики. И по сие время произведения Генделя занимают главное место в английских концертных программах. Основное влияние на творчество Генделя имели изучение органной игры в Германии, французская и итальянская оперы, но нельзя, конечно, отрицать и того влияния, которое оказали на него произведения Пёрселля. Оперы Генделя, имевшие в свое время громадный успех, мало ушли вперед от тогдашних итальянских образцов. Они теперь забыты и не на них основана его слава. В чем он своеобразен и велик – это в оратории, поставленной им на небывалую и во многих отношениях непревзойденную высоту. Сюжеты для ораторий Гендель заимствовал из библии, а также из классиков. Спасение народной свободы героем – вот содержание лучших из них. В "Мессии" таким героем является Спаситель, своим искуплением спасающий мир; в "Израиле" сам Господь, выводящий свой народ из плена; обе оратории лучшие у Генделя. Эти величавые сюжеты были более всего сродни гению Генделя; на первый план в них выступают элементы эпический и драматический, лирические моменты менее важны. Первые два элемента и развиты наиболее у Генделя. Громадная роль отведена в ораториях Генделя хорам, нередко играющим у него повествовательную роль; и это – большей частью лучшие страницы его ораторий. Гендель замечательный контрапунктист; стиль его, однако, более легок, более нравится и доступен массам, чем стиль Баха; в этом сказывается влияние итальянцев и вообще оперы – популярнейшего рода искусства, на котором воспитал свою технику Гендель. Если бы жизнь его протекла в таком же уединении, как жизнь Баха, может быть и он более увлекся бы мастерством ученого контрапункта и усвоение его произведений требовало бы некоторой подготовки, как это мы видим у Баха. Эти два величайших мастера, несмотря на то, что были ровесниками, никогда не виделись и даже не переписывались. Бюст Генделя был еще при жизни его сделан тем же Рубильяком, который позже, в 1762, был творцом его статуи для надгробного памятника в Вестминстерском аббатстве. Превосходная колоссальная статуя Генделя работы Гейделя была воздвигнута в 1859 в его родном городе Галле. Но лучшим памятником Генделю было монументальное издание полного собрания его произведений (под редакцией Кризандера), которое было предпринято в 1856 немецким обществом "Händel-Gesellschaft" и выпущено в свет в течение 1859–1894 в 100 томах. Собрание сочинений Генделя (36 томов), изданное еще в 1786 С. Аркольдом по поручению короля Георга I, редактировано очень плохо. "Handel-Society" в Лондоне предприняло в 1843 новое издание собрания сочинений Генделя, но не довело его до конца: оно также не лишено ошибок, так что следует предпочесть старинные оригинальные издания Walsh, Meare и Cluer. О жизни и произведениях Генделя писали: Mattheson "Ehrenpforte" (1740); Mainwaring "Memoirs of the life of the late G. P. Haendel" (1760; немецкий перевод с примечанием Маттезона, 1761; французский Arnauld et Suard, 1778); J. A. Hiller в журн. "Wöchentliche Nachrichten" (1770) и "Lebensbeschreibungen" (1784); Hawkins, в его истории музыки (1788) и пр. Новейшие самостоятельные работы: Förstemann "G. F. Händeis Stammbaum" (1844); Schölcher "The life of H." (1 том, 1857); Chrysander, "G. F. H." – лучшая, но неоконченная биография (1858 до 1867 изданы 2 1/2 тома, захватывающие время до 1740); Gervinus "H. und Shakespeare" (1868) и P. Volbach "G. Fr. H." (1898 в коллекции "Berühmte Musiker" Реймана).

Ноты сочинений Георга Фридриха Генделя на сайте библиотеки IMSLP