Галуппи, Бальдассаре
1706 - 1785
Назад
Бальдассаре Галуппи (Baldassare Galuppi) - Итальянский композитор
Родился 18 октября 1706 года, Бурано, северная Венеция - умер 3 января 1785 года, Венеция.
Он был центральной фигурой в развитии драматического джокозо и одним из самых выдающихся композиторов оперных сериалов середины XVIII века. Широко известный как "Иль Буранелло", по месту своего рождения, он обычно упоминается в венецианских документах и ранних рукописях как “Балдиссера”.
Отец Галуппи, парикмахер, играл на скрипке в небольших оркестрах, которые исполняли антракты для театров разговорной комедии, и, вероятно, был первым учителем музыки мальчика. На шестнадцатом году жизни Бальдассаре сочинил "Gli amici rivali" для Кьоджи (также исполнявшегося в Виченце в качестве "Феде нель-Констанца", вероятно, той же труппой), но Каффи назвал это фиаско "скандалом". Мальчик обратился за советом к Марчелло, который сурово отругал его за попытку создать нечто столь грандиозное при столь малом опыте и обрек его на три года каторжных работ, обучение у Антонио Лотти (первого органиста S Marco), отказ от оперной композиции и сосредоточение на контрапункте и органе. Однако доказательства всего этого носят косвенный характер; другие свидетельства указывают на то, что занятия Галуппи с Лотти начались раньше. Если молодой композитор и дал это обещание, то не сдержал его, потому что два года спустя он уже играл на чембало в оперных театрах и писал заменяющие арии для возрождений и пастиччо. К 20 годам он завоевал репутацию исполнителя на фортепиано в Венеции и Флоренции и вскоре был приглашен в театры Сан-Анджело (где правил Вивальди), Сан-Самуэле и Сан-Джованни Гризостомо, где исполнял арии. Он сотрудничал со своим другом и коллегой-учеником Лотти, Джованни Баттистой Пескетти, в написании альтернативных постановок "Кровавой ночи" в 1728 году (поставленной ранее Лотти) и "Доринды" в 1729 году. Этот скромный успех привел к дальнейшим заказам, и к 1738 году его оперы стали выходить за пределами Венеции; в то же время впервые встречается его прозвище "Буранелло". Оратория "Тобия и джоване", написанная для Мачераты в 1734 году, была, пожалуй, его самой ранней попыткой в этом жанре. Премьера "Алессандро Неллинди" состоялась в Мантуе примерно в то же время, когда "Иссипиле" украсила сцену в Турине (декабрь 1737 года).; композитор, вероятно, жил только в Мантуе. В 1738 году он состоял на службе у патриция Микеле Бернардо в Венеции. Музыка, написанная Галуппи для фестиваля Святой Марии Магдалины в июле 1740 года в Оспедале деи Мендиканти, привела к тому, что 4 августа он получил там постоянную должность. Его обязанности варьировались от преподавания и дирижирования до сочинения литургической музыки и ораторий. До 1740 и 1741 годов венецианская карьера Галуппи оставалась разнообразной, но ничем не примечательной. Неаполитанские композиторы были любимы в самых известных театрах Венеции, и из местных уроженцев только Вивальди пользовался особой популярностью. В 1740 и 1741 годах, в год смерти Вивальди, были поставлены две серьезные оперы Галуппи: "Оронте" в престижном театре имени Джованни Гризостомо и "Береника" в театре имени Анджело. Галуппи подал прошение о девятимесячном отпуске и принял приглашение поехать в Лондон. Разрешение Мендиканти было получено неохотно, и Галуппи прибыл в Лондон в октябре 1741 года и в течение следующих полутора лет руководил 11 оперными постановками, в том числе четырьмя оригинальными произведениями. Некоторые считали, что его пребывание на этом посту не вызывает восхищения – Уолпол утверждал, что "музыка всем не нравится", а Гендель в письме от 29 декабря 1741 года высмеял единственную серьезную оперу, которую он услышал, – но в целом поездка генерала Галуппи прошла успешно, и его хорошо приняли. Его музыка часто переиздавалась для английской публики, и вскоре после его ухода там появились еще два произведения Галуппи. Вернувшись в Венецию в мае 1743 года, он занялся своими старыми профессиями кембалиста и аранжировщика; мало что изменилось, и его контракт с Мендиканти был продлен еще на три года. Однако распространение комической оперы из Неаполя и Рима только-только добралось до Венеции, и Галуппи начал адаптировать ее к северным вкусам, начав в 1744 году с трех римских опер Латиллы и Ринальдо ди Капуа. Его собственная комическая опера "Сила любви", поставленная на карнавале 1745 года, не имела особого успеха. Слава Галуппи начала распространяться, а его гонорары расти (о чем свидетельствуют документы из Милана, Мадрида, Падуи и других городов). В 1747 году (и, вероятно, снова в 1748-м) Галуппи был в Милане на олимпиаде; премьера "Вологезо" состоялась в Риме в 1748 году, и Венеция была охвачена все большим энтузиазмом. Косвенные свидетельства указывают на то, что Галуппи продолжал ставить комические оперы на протяжении всех этих лет. В мае 1748 года он был избран вице-мэром герцогской капеллы Сан-Марко. Его работа для базилики и Оспедали должна была привести к созданию огромной коллекции священных произведений, но в ближайшем будущем он сосредоточился на опере. К августу он был в Вене, где "Деметрио" и "Артасерсе" имели огромный успех, несмотря на критику Метастазио за то, что музыка Галуппи плохо соответствовала тексту; "Деметрио", исполненный 19 раз за короткий период, побил все кассовые рекорды. Галуппи покинул Вену перед премьерой "Артасерса" и был в Милане на первых представлениях "Семирамиды риконосчуты", второй карнавальной оперы 1749 года. 1749 год ознаменовался началом многолетнего сотрудничества Галуппи с либреттистом Карло Гольдони. В течение следующих восьми лет появилась стремительная череда драмми джокоши, начавшаяся с "Аркадии в Бренте" (14 мая 1749 года) и продолжившаяся еще четырьмя работами, прежде чем прошел год. Эти оперы облетели Европу с небывалой легкостью, и к середине следующего десятилетия Галуппи стал самым популярным оперным композитором в мире. Профессиональные обязанности вынудили его уйти из "Мендиканти" в 1751 году. Серия его опер по-прежнему пользовалась высокой оценкой. Он написал свою первую постановку "Демофонте" для Мадрида в декабре 1749 года, чтобы отметить помолвку Марии Антониетты Фердинанды Испанской с Витторио Амедео, наследником престола Пьемонта, а затем в июне следующего года поставил музыку для свадебного фестиваля "Виктория Именео" в Турине (она была исполнена более 20 раз). раз). В 1751 году в Падуе открылся Новый театр искусств. К апрелю 1762 года Галуппи был единогласно назначен маэстро ди коро в Сан-Марко, на самую важную музыкальную должность в Венеции, а в июле он был избран маэстро ди коро в Оспедале дельи Инкурабили. Тем временем Галуппи продолжал путешествовать, выполняя заказы для различных (в основном серьезных) опер. В начале 1764 года венецианский посол в Вене передал российскому министру пожелание приобрести услуги Галуппи; русский двор был знаком с его творчеством и уже поставил семь его опер. В июне 1764 года венецианский сенат предоставил композитору разрешение на поездку (с условием, что он продолжит писать рождественскую мессу и другие вечерни для базилики), и, обеспечив благополучие своей семьи и уволившись из "Инкурабили", Галуппи отправился в Санкт-Петербург, чтобы навестить К.П.Э. Баха (в Берлине) и Казанова по пути и прибыл 22 сентября 1765 года. Для двора Екатерины Великой он создал новые произведения ("Ифигения в Тавриде", возможно, комическое произведение, ныне утраченное, и две кантаты), возродил "Дидону аббандонату" ("Карнавал 1766", имела огромный успех) и "Пастораль", аранжировал другие оперы, а также исполнял религиозную музыку и эпизодическую музыку. Его 15 работ а капелла над русскими текстами для православной литургии оказались переломными. Их итальянский, легкий контрапунктический стиль в сочетании с местными мелодическими идиомами был продолжен Траэттой и Сарти и поддержан, в частности, Д.С. Бортнянским, его учеником в Венеции и, возможно, ранее в Санкт-Петербурге. Галуппи путешествовал при дворе в Москву, где ставились комические произведения (до 1779 года комические оперы не допускались на петербургскую сцену). Он вернулся в Венецию со многими почестями и подарками, занял свою должность в Сан-Марко в конце 1768 года после посещения Хассе в Вене и был вновь назначен в Инкурабили. Летом 1769 года Il re pastore был представлен в Венеции в честь будущего монарха Иосифа II. После этого Галуппи посвятил себя в основном духовной музыке, хотя его оперы продолжали ставиться. Берни сообщает, что композитор был занят весь год, играя на органе в венецианских церквях и руководя оркестром Сан Марко. "Слуга любви", поставленная в октябре 1773 года, стала его последним оперным произведением. В мае 1782 года он дирижировал выступлениями в честь папы римского в Венеции (в том числе исполнением священной кантаты "Ритуальное пение Тобии" с участием 60 музыкантов из четырех венецианских консерваторий) и принял будущего российского царя Павла. К 1784 году его здоровье пошатнулось, но он продолжал сочинять, завершив рождественскую мессу для Святого Марко за несколько недель до своей смерти 3 января 1785 года, после двухмесячной болезни. Он был похоронен в церкви Сан-Витале (точное местонахождение неизвестно), а месяц спустя в Сан-Стефано была отслужена пышная заупокойная месса под руководством Бертони, его заместителя в Сан-Марко. Его состояние было не таким большим, как считалось ранее, но в завещании он оставил наследство трем сыновьям и большую часть значительного состояния своей жене, которую он называет с нежной похвалой. Семеро других детей (все дочери) не упоминаются. Берни дал наиболее подробный отчет о личности и внешности Галуппи, который он посетил в 1770 году: "Его характер и манера общения естественны, интеллигентны и приятны. Он небольшого роста и худощав, но очень похож на джентльмена’. Как писал Берни, всю жизнь Галуппи был предан своей большой семье: “Он выглядит как настоящий семьянин, и в Венеции его уважают как за личные качества, так и за общественные таланты”. Для Берни он был остроумным и обаятельным, называя свой кабинет комнатой, “где он пачкал бумагу”. Берни назвал его самым вдохновенным из всех венецианских композиторов, превосходящим Пиччинни и Саккини и уступающим только Джоммелли, и сказал, что в последние годы жизни Галуппи не утратил огня своих прежних лет. Хассе в письме к Метастазио назвал его "превосходнейшим композитором", а Гольдони в стихотворении похвалил его эпиграммой “Какая музыка! Какой стиль! Какие шедевры!”.
Ноты сочинений Бальдассаре Галуппи на сайте библиотеки IMSLP