Ваде, Жан-Жозеф
1719 - 1757
Назад
Vadé, Jean-Joseph
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Жозеф Ваде был французским поэтом, драматургом и композитором. Сын торговца, он переехал в Париж с родителями в возрасте пяти лет. Несмотря на недостаточное образование, в 1739 году он стал контролером двадцатой доли (должность, связанная со сбором налогов) в Суасоне, затем занимал аналогичные должности в Лане и Руане, прежде чем вернуться в Париж в 1743 году в качестве секретаря герцога Аженуа. В 1745 году он работал в бюро двадцатой доли в Париже. Его оживленное творчество в стихах и прозе ввело его в литературные круги, где он подружился с Колле и Фрероном; последняя дружба навлекла на него вражду Вольтера, который, тем не менее, восхищался его работами. После неудачного дебюта в "Комеди Франсез" в 1749 году (его пьеса "Новогодние визиты" выдержала только одно представление) Ваде по приглашению нового директора Жана Монне обратился к жанру комической оперы. Огромный успех его первой комической оперы "Пряха" (1752) помог вновь открывшемуся театру встать на прочную финансовую основу, и большинство его последующих работ, поставленных там, были встречены так же хорошо. В 1751 году Людовик XV, которого он ранее назвал "Возлюбленным", назначил ему пенсию в 400 ливров. Однако беспутный образ жизни подорвал его здоровье, и он умер в возрасте 38 лет после мучительной операции. Его незаконнорожденная дочь, известная как мадемуазель Ваде, пользовалась кратковременной славой в конце 1770-х годов как актриса "Комеди Франсез".
Хотя обширное наследие Ваде включает серьезные басни и послания, а также множество эпиграмм, букетов и другой легкой поэзии, он наиболее известен созданием жанра "пуассар" ("рыбный стиль"), который он использовал во многих своих песнях и комических операх. Этот стиль развился из близкого изучения поведения и языка парижских рыночных торговцев, придав его творчеству новый реализм и грубоватый юмор, которые сделали его невероятно популярным во всех слоях общества еще долго после его смерти. Особенно восхищались бурлескной поэмой "Сломанная трубка". Именно спонтанность и живость его ранних работ для "Ярмарочного театра" побудили выбрать его либреттистом для оперы "Менялы" (1753), созданной в разгар "Войны буффонов" и смоделированной по образцу оперы-буффа. Сочетание незамысловатого сюжета Ваде и реалистичных крестьянских персонажей с итальянизирующей музыкой Довернь оказалось особенно успешным и во многом способствовало утверждению стиля комической оперы, в котором вновь сочиненная музыка заменила традиционные водевили.
Оставшиеся комические оперы Ваде, среди которых выделяются всё ещё популярные пародии на современные ему постановки Королевской академии музыки, все принадлежат к более раннему типу, пережившему последний расцвет в 1750-х годах. Хотя большая часть музыки к ним состоит из стандартных водевильных мелодий, Ваде сочинил некоторые арии сам (точно установить, сколько именно, сложно, поскольку многие "арии господина Ваде", включенные в издания пьес, на самом деле являются хорошо известными мелодиями). Они написаны в простом, но привлекательном стиле, находясь под сильным влиянием итальянской музыки буффонов. Сохранились только их мелодические линии. Помимо тех, что включены в издания либретто, другие были напечатаны в "Нотном сборнике песен господина Ваде" (Париж, 1758) и в различных изданиях "Сочинений господина Ваде" (Париж, 1755, доп. 2-е изд. 1758; Гаага, 1759).
Оперы комик (первое исполнение в Париже)
Либретто
Ноты сочинений Жана-Жозефа Ваде на сайте библиотеки IMSLP