Гаспарини, Франческо
1661 - 1727

Назад

Франческо Гаспарини (Francesco Gasparini) - Итальянский композитор и педагог

Родился 19 марта 1661 года, Камайоре, северная Лукка - умер 22 марта 1727 года, Рим. 

В 1682 году он работал органистом в Мадонна-деи-Монти в Риме, где, вероятно, учился у Корелли и Пасквини. 27 июня 1684 года он был принят в Филармоническую академию в Болонье как певец, а 17 мая 1685 года - как композитор. По словам Хокинса, в 1686 году он и его брат Микеланджело Гаспарини жили в качестве учеников в доме Легренци в Венеции, но в 1687 году Франческо учился в академии в римском дворце кардинала Бенедетто Памфили, как скрипач и как композитор арий и кантат на тексты Памфили и самого себя. В 1689 году он стал членом Конгрегации святой Чечилии, а также сыграл для Памфили в возрождении оперы Люлье "Беатриче д'Эсте". В это время он, вероятно, также познакомился с Алессандро Скарлатти, и позже они оба продемонстрировали взаимное уважение: в 1705 году Скарлатти отправил своего сына Доменико в Венецию, где тот брал уроки у Гаспарини, а в 1712 году они обменялись кантатами. Первыми известными операми Гаспарини были "Родерико" и "Олимпия вендиката", обе были поставлены в 1686 году в Ливорно. В 1695 году он опубликовал сборник кантат. Должно быть, к этому времени он уже приобрел определенную репутацию, поскольку 5 июня 1701 года был назначен на важный пост маэстро ди Коро в Оспедале делла Пьета в Венеции, где познакомился с Вивальди, Легренци, Поллароло и Лотти. Гаспарини добился больших успехов на этом посту, который включал в себя руководство всей музыкальной деятельностью консерватории. Он расширил штат (нанял Вивальди в качестве скрипичного мастера), и к 1707 году консерватория стала одной из лучших в Италии. С переездом в Венецию карьера Гаспарини как оперного композитора также началась по-настоящему; часто он писал по три-четыре новых произведения в год, большинство из них впервые были исполнены в Венеции. 23 апреля 1713 года Гаспарини получил шестимесячный отпуск из "Пьеты". Он так и не вернулся, но снова поселился в Риме (оперы, поставленные во Флоренции во время карнавала и осенью 1715 года, могут свидетельствовать о продолжительном пребывании там). В июле 1716 года он сменил Кальдару на посту маэстро капеллы принца Русполи, у которого работал до 1718 года, живя в квартире на площади Святого Лоренцо в Лучине. В 1719 году он переехал в дом, принадлежавший семье Боргезе, и в либретто того периода его называют виртуозом "дель принсипи Боргезе’. В 1718 году он был принят в Аркадскую академию под именем Эрикрео. В 1719 году был подписан брачный контракт между его дочерью и Метастазио (один из сонетов которого адресован Гаспарини), но по неизвестным причинам помолвка вскоре была расторгнута. Постановка новых опер Гаспарини продолжалась довольно стабильно в Риме и других городах вплоть до 1720 года. После этого появилось лишь несколько новых опер, последняя из которых вышла в 1724 году. В феврале 1725 года он был назначен маэстро капеллы в Сан-Джованни-ин-Латерано, но вступил в должность только в июне 1786 года; его помощником был Джироламо Чити. Гаспарини в лучшие свои годы был композитором высочайшего класса. Берни характеризует его кантаты, которые являются одними из самых значительных в его время, как "изящные, элегантно–естественную и часто патетическую музыку", что можно распространить и на большую часть другой его музыки. Эти качества основывались на глубоком техническом мастерстве, наиболее очевидном в легком и частом использовании сложных канонических приемов в его церковной музыке, но также очевидном в мастерстве свободного контрапункта в других его произведениях (таких как набор блестяще написанных камерных дуэтов в GB-Lbl). Арии из ранних опер Гаспарини типичны для того периода, поскольку в них используются различные формальные формы, но в основном в формате да капо; однако некоторые арии из более поздних опер демонстрируют гомофонические структуры и мелодические и ритмические черты, которые делают их предшественниками произведений следующего поколения. Падре Мартини высоко оценил его речитативы; Хаас видел в нем образец для Генделя в его драматической обработке речитативов с аккомпанементом. Его духовная музыка включает произведения как в строгом стиле, так и в современном концертном исполнении с независимыми инструментальными партиями. Некоторые сольные духовные песнопения практически неотличимы от его светских песен по форме (за исключением заключительного "аллилуйя") и экспрессивному характеру, но это было типично для того времени. Гаспарини высоко ценился как педагог. Помимо Доменико Скарлатти, среди его учеников были Кванц, Платти и Бенедетто Марчелло, который прислал ему свое "Поэтико-армоническое произведение" за критику. L'armonico pratico - это практическое руководство по фигурному аккомпанементу на басу для начинающих, обладающих некоторыми музыкальными знаниями. Оно использовалось на протяжении всего XVIII века, выдержав множество изданий, последнее из которых вышло в 1802 году, и остается важным источником информации о реализации континуо в то время. Другие его теоретические эссе сохранились в рукописном виде. Из-за путаницы с Гаспаро Висконти, которого называли "Гаспарини", долгое время считалось, что Франческо Гаспарини посетил Лондон в первом десятилетии XVIII века; две его оперы были поставлены там в 1711 и 1712 годах. Камерная музыка, опубликованная Квирино Гаспарини в середине века, также была ошибочно приписана ему.

Ноты сочинений Франческо Гаспарини на сайте библиотеки IMSLP