Джаннеттини, Антонио
1648 - 1721
Назад
Антонио Джаннеттини (Antonio Giannettini) - Итальянский композитор, органист и певец
Родился в 1648 году, Фано - умер 14 июля 1721 года, Мюнхен.
Согласно свидетельству, данному в 1678 году, Джаннеттини приехал в Венецию около 1662 года; в 1660-х годах он некоторое время жил с композитором Себастьяном Энно, который, вероятно, был одним из его первых учителей в этом городе. К 14 января 1674 года, а возможно, и к 1672 году, он уже пел на басу в хоре Святого Марка в Венеции. Когда 5 декабря 1676 года он был назначен органистом в церковь Святого Джованни и Паоло, его называли учеником Карло Гросси; доказательства того, что он также учился у Легренци, неясны. Он служил в церкви Святого Джованни и Паоло с обычной зарплатой в 40 дукатов в год до апреля 1679 года, а 25 января 1677 года также стал одним из двух органистов в галереях Святого Марка (а не вторым органистом, как иногда утверждалось). 17 января 1680 года его годовое жалованье как певца достигло 100 дукатов, и еще 12 он получал за работу органиста. Возможно, в этот период он посещал Вену. В начале 1680-х годов Джаннеттини сочинил несколько мотетов для Ипполито Бентивольо, маркиза Феррарского. В 1685 и 1686 годах он написал три серенады, поставленные в Венеции Эрнстом Августом, герцогом Брауншвейгским и Люнебергским (в 1686 году Джаннеттини был назначен маэстро капеллы венецианской резиденции герцога). Джаннеттини покинул Сан-Марко 1 мая 1686 года, чтобы занять пост маэстро капеллы герцога Моденского, который он занимал с перерывами почти до конца своей жизни. Герцогу пришлось заказать большую лодку, чтобы перевезти Джаннеттини и личные вещи его семьи из Венеции. В Модене он отвечал за подбор и оплату музыкантов, о чем свидетельствует его переписка (в I-MOs и Британской Колумбии), а также за организацию исполнения своих и чужих произведений. Он поддерживал связи с Венецией и во время своих визитов, часто на карнавалы, нанимал музыкантов для герцога. В Венеции в 1694 году, под всеобщие аплодисменты, он поставил музыку для монастыря Святого Даниэле. В Модене его чаще приглашали писать оратории и небольшие эпизодические произведения, чем оперы, и, возможно, он сочинил новую музыку для постановки "Этеокла и полиницы" Легренци в Модене в 1690 году. Его зарплата была значительной: 396 лир в месяц, а годовое пособие на проживание составляло 115 скудо. Когда во время войны за испанское наследство в 1702 году французы оккупировали Модену, герцог Ринальдо бежал в Болонью, и Джаннеттини сопровождал его. Однако вскоре он вместе со своей семьей переехал в Венецию и снова занялся сочинением оперы. Предполагается, что в этот период он дважды возвращался в Модену в качестве оперного режиссера. После войны, в феврале 1707 года, он возобновил свою прежнюю деятельность в Модене. Его зарплата была ниже, возможно, из-за стесненных обстоятельств при дворе, и в сентябре 1720 года она была еще больше снижена до 200 лир в месяц. Возможно, это побудило его принять решение сопровождать свою дочь Марию Катерину, которая с июня 1721 года работала певицей при баварском дворе в Мюнхене. Джаннеттини был одним из самых талантливых итальянских композиторов своего поколения; его произведения пользовались большой популярностью, а две его оперы ставились в Германии. "Медея в Атене", его первая и наиболее широко исполняемая опера, отличается необычайно широким диапазоном жестов и живым ритмическим стилем. Вокал написан плавно, но требовательно, и в сочинении есть особенно эффектная ария на хроматическом остинато; в нем широко используется стиль concitato. Кантаты Джаннеттини отличаются схожей контрапунктической легкостью и мелодическим характером. Его единственная опубликованная работа - сборник вечерних псалмов с инструментами, хоровые партии которых просты и гармонично завершены и предназначены для начинающих.
Ноты сочинений Антонио Джаннеттини на сайте библиотеки IMSLP