Аулетта, Пьетро
1698 - 1771
Назад
Auletta, Pietro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Аулетта был итальянским композитором. Он завершил свое музыкальное образование в неаполитанской консерватории Сант-Онофрио. Незадолго до 1724 года (согласно Ульрике Прота-Джурлео) он был назначен капельмейстером церкви Санта-Мария-ла-Нова, важной неаполитанской церкви. В 1725 году он сочинил свою первую комическую оперу "Триумф любви, или Свадьба среди друзей" для постановки в театре Театро Нуово в Неаполе. Его вторая комическая опера "Карлотта" появилась в Неаполе в 1726 году, а его первая серьезная опера "Эцио" — в Риме в 1728 году. На карнавале 1737 года он вновь заявил о себе как оперный композитор с первой постановкой в Неаполе своей комической оперы "Орацио". Эта работа, имевшая огромную популярность, имела долгую сценическую историю; она постоянно перерабатывалась по мере постановки в разных городах и быстро превратилась в пастиччо. В этой форме ее иногда приписывали Аулетте, а иногда другим композиторам. Одна знаменитая постановка, сильно сокращенная версия оригинального "Орацио", состоялась в Париже в 1752 году под названием "Учитель музыки". Изданная в Париже в 1753 году партитура приписывала музыку Джованни Баттисте Перголези, но на самом деле она принадлежала перу нескольких композиторов, включая Аулетту, от которого в ней были представлены четыре номера из оригинальной оперы. Как пастиччо она была также известна под названиями "Учитель музыки", "Модная ученица" и, возможно, "Капельмейстер".
В течение нескольких лет после первой постановки "Орацио" Аулетта был очень популярен среди неаполитанцев. Между 1738 и 1740 годами он написал не менее четырех комических опер для Неаполя, а также интермеццо для бракосочетания инфанта Филиппа в Мадриде. После 1740 года по неизвестной причине его оперное творчество резко сократилось. В либретто некоторых его опер, включая "Триумф любви" (1725), "Карлотта" (1726), "Эцио" (1728), "Маркиз Сграна" (1738) и "Самозванец" (1740), Аулетта именуется капельмейстером князя Бельведере.
Небольшое количество сохранившейся музыки Аулетты содержит много высококачественных произведений. Две арии его самой ранней сохранившейся композиции, кантаты "На восходящей траве" (1718), можно критиковать за некоторые неуклюжие гармонии; однако их мелодии весьма привлекательны. Мелодические стили удивительно современны для неаполитанской композиции 1718 года, демонстрируя ритмичные, оживленные качества, обычно ассоциирующиеся с неаполитанской музыкой конца 1720-х и 1730-х годов. Из сохранившихся опер Аулетты короткая двухактная "Трактирщица", вероятно, самая очаровательная. Написанная в 1738 году для празднования брака королевы Марии Амалии с королем Неаполя Карлом Третьим, она соперничает с комическими операми Перголези того же периода в тонкой музыкальной характеристике, гротескном юморе (особенно в партиях пожилых персонажей) и изображении игривых, но нежных чувств молодости — все это достигнуто с максимальной экономией технических средств. Вновь привлекательные мелодии Аулетты являются ключевым фактором успеха работы. Его аккомпанемент тактичен, а оркестровка никогда не бывает навязчивой.
Сценические произведения
Духовная музыка
Прочие светские сочинения
Ноты сочинений Пьетро Аулетты на сайте библиотеки IMSLP