Аулетта, Пьетро
ок.1698 - 1771

Назад

Пьетро Аулетта (Pietro Auletta) - Итальянский композитор

Родился около 1698 года, Сант-Анджело, графство Авеллино - умер в сентябре 1771 года, Неаполь. 

Музыкальное образование получил в неаполитанской консерватории у Онофрио. Незадолго до 1724 года (согласно Прота-Джурлео) он был назначен маэстро капеллы Сан-Мария-ла-Нова, важной неаполитанской церкви. В 1725 году он написал свою первую комическую оперу "Триумф любви" для постановки в неаполитанском театре Нуово. Его вторая комическая опера "Карлотта" была поставлена в Неаполе в 1726 году, а первая героическая опера "Эцио" - в Риме в 1728 году. На карнавале 1737 года он вновь проявил себя как драматический композитор, впервые поставив в Неаполе свою комическую оперу "Орацио". Это произведение, пользовавшееся огромной популярностью, имело долгую историю; оно постоянно видоизменялось по мере того, как исполнялось в городе за городом, и быстро превратилось в пастиччо. В таком виде оно иногда приписывалось Аулетте, а иногда и другим композиторам. Одна из знаменитых постановок, значительно сокращенная версия оригинального "Орацио", состоялась в Париже в 1752 году под названием "Маэстро музыки". В партитуре, напечатанной в Париже в 1753 году, авторство музыки приписывалось Перголези, но на самом деле она была написана несколькими композиторами, включая Аулетту, которая была представлена четырьмя фрагментами из его оригинальной оперы. Как пастиччо, он был также известен как "Мастер музыки", "Сколара моды" и, возможно, "маэстро капильи". Анонимный импресарио Аббандонато указан в библиотечном каталоге как переработанная версия "Орацио" и, вероятно, исполнялась в Мюнхене в 1749 и 1758 годах. В течение нескольких лет после первой постановки "Орацио Аулетта" пользовалась большой популярностью у неаполитанцев. В период с 1738 по 1740 год он написал не менее четырех комических опер для Неаполя, а также интермеццо для "женитьбы инфанта Фелипе" в Мадриде. После 1740 года по неизвестной пока причине его оперная деятельность резко сократилась. В либретто некоторых его опер, в том числе "Триумф любви" (1725), "Карлотта" (1726), "Эцио" (1728), "Маркиз Граната" (1738) и "Магазин" (1740), Аулетта названа "маэстро ди капелла принца Бельведерского". В небольшом количестве сохранившейся музыки Аулетты много высококачественного. Две арии из его самого раннего дошедшего до нас сочинения, кантаты "Sulla nascente herbetta" (1718), могут быть подвергнуты критике за несколько неуклюжие гармонии; однако их мелодии наиболее привлекательны. Мелодические стили удивительно современны для неаполитанской композиции 1718 года, демонстрируя ритмичные, жизнерадостные качества, обычно ассоциирующиеся с неаполитанской музыкой конца 1720-х и 30-х годов. Пример 1, из вокальной партии второй арии, характеризует стиль. Из дошедших до нас опер Аулетты короткая двухактная "Локандьера", пожалуй, самая привлекательная. Написанная в 1738 году в честь бракосочетания королевы Марии Амалии и короля Неаполя Карло III, она соперничает с комическими операми Перголези того же периода по тонкости музыкального оформления, гротескному юмору (особенно в ролях пожилых персонажей) и изображению игривых и в то же время нежных чувств юности – все это достигается с максимальной экономией технических средств. И снова привлекательные мелодии Аулетты стали решающим фактором успеха произведения. Его аккомпанемент сдержан, а оркестровка никогда не бывает навязчивой.

Ноты сочинений Пьетро Аулетты на сайте библиотеки IMSLP