Барокко в музыке: всё, что нужно знать

Что такое «Барокко» и когда наступил период Барокко?

Термин «барокко», происходящий от португальского barroco, или «жемчужина странной формы», широко использовался с девятнадцатого века для описания периода в западноевропейском музыкальном искусстве примерно с 1600 по 1750 год. Сегодня сравнение некоторых величайших шедевров музыкальной истории с деформированной жемчужиной может показаться нам странным, но для критиков девятнадцатого века, которые начали применять этот термин, музыка эпохи Баха и Генделя звучала слишком вычурно. Давно утратив свои уничижительные коннотации, «барокко» теперь является просто удобным всеобъемлющим обозначением одного из самых богатых и разнообразных периодов в истории музыки.

Помимо того, что одни из самых известных произведений прошлого, такие как «Канон» Пахельбеля и «Времена года» Вивальди были написаны именно в эпоху барокко, в те же времена значительно расширились человеческие знания. Принятие теории Коперника XVI века о том, что планеты не вращаются вокруг Земли сделало Вселенную намного больше, в то время как работа Галилея помогла нам лучше познакомиться с космосом. Достижения в области технологий, такие как изобретение телескопа, позволило представить бесконечным то, что считалось конечным. Великие мыслители, такие как Декарт, Гоббс, Спиноза и Локк, занимались вопросами бытия. Такие гении, как Рубенс, Рембрандт и Шекспир, предлагали уникальные перспективы через свое искусство. Европейские страны все больше и больше вовлекались в иностранную торговлю и колонизацию, что приводило нас к непосредственному контакту с ранее незнакомыми частями земного шара. А рост нового среднего класса вдохнул жизнь в художественную культуру, долгое время зависевшую от прихотей церкви и двора.

Самые известные композиторы эпохи Барокко и откуда они?

Многие известные личности первой половины периода барокко родом из Италии, включая таких композиторов как Монтеверди, Корелли и Вивальди. К середине восемнадцатого века внимание переключилось на немецких композиторов Баха и Генделя. Многие из форм, отождествляемых с музыкой барокко, возникли в Италии, включая кантату, концерт, сонату, ораторию и оперу. Хотя Италия сыграла важную роль в развитии этих жанров, новые концепции того, что значит быть нацией, усилили императив «национального стиля». Различия между нациями часто слышны в музыке того периода, не только в способе сочинения музыки, но и в условностях исполнения; особенно очевиден был контраст между Италией и Францией. Каждая нация сыграла свою роль. Когда музыканты и композиторы путешествовали по всей Европе и слушали музыку друг друга, новые идеи, с которыми они сталкивались, производили на них весьма уловимое впечатление. Вот некоторые из самых известных композиторов этого периода:

Какой была философия музыки эпохи Барокко?

Хотя одна философия не может описать 150 лет музыки со всей Европы, несколько концепций важны в эпоху барокко.

Вера в музыку как мощный инструмент общения.

Одно из главных философских течений в музыке барокко происходит из интереса эпохи Возрождения к идеям Древней Греции и Рима. Греки и римляне считали, что музыка является мощным инструментом общения и может вызывать любые эмоции у слушателей. В результате возрождения этих идей композиторы все больше осознавали потенциальную силу музыки и культивировали веру в то, что их собственные композиции могут иметь схожие эффекты, если они правильно подражают античной музыке. Вот как французский гуманист Артус Томас описал выступление в конце шестнадцатого века,

Я часто слышал, как говорили о господине Клодине Ле Жёне (который, не желая никого ущемлять, намного превзошел музыкантов прошлых веков в своем понимании этих вопросов), что он спел арию (которую он сочинил по частям)… и что когда эта ария репетировалась на частном концерте, она заставила джентльмена там взяться за руки и начать громко ругаться, так что, казалось, невозможно было помешать ему напасть на кого-то: после чего Клодин начал петь другую арию… которая сделала джентльмена таким же спокойным, как и прежде. Это мне подтвердили с тех пор несколько человек, которые там были. Такова сила и мощь мелодии, ритма и гармонии над разумом.

В 1605 году итальянский композитор Клаудио Монтеверди фактически определил «первую» и «вторую» практику: в первой гармония и контрапункт имели приоритет над текстом; во втором случае потребность выразить значение слов превзошла все остальные заботы. В барокко именно дух второй практики — использование силы музыки для общения — в итоге стал доминировать.

Реалии покровительства.

Любое обсуждение художественной философии композиторов эпохи барокко должно быть смягчено, по крайней мере немного, реальностью их жизни. В наше время художники часто зарабатывают на жизнь, создавая именно тот вид искусства, который они хотят создавать. Соответственно, мы часто думаем о художнике и степени его или ее художественного вдохновения как об отправной точке для произведения искусства. Однако на протяжении большей части эпохи барокко композиторы зарабатывали на жизнь написанием музыки только в том случае, если им посчастливилось оказаться на зарплате у политического или религиозного учреждения. Таким образом, музыкальные потребности этого учреждения диктовали музыку, которую создавал композитор. Например, Бах написал так много кантат не потому, что нашел эту форму вдохновляющей, а из-за литургических требований Лейпцигской церкви, которая его наняла. Если рассматривать музыку барокко в этом свете, она может стать увлекательным окном в историю.

О характеристиках музыки эпохи Барокко и основных музыкальных формах выйдет отдельная статья.