Пёрселл, Генри
1659 - 1695

Назад

Генри Пёрселл (Henry Purcell) - Английский композитор и органист

Родился 10 сентября 1659 года, Вестминстер, Лондон - умер 21 ноября 1695 года, там же. 

Композитор и органист, сын Генри Перселла. Он был одним из самых выдающихся композиторов XVII века и одним из величайших из всех английских композиторов.

Никаких записей о его крещении не сохранилось; дата его рождения устанавливается по возрасту, указанному на мемориальной доске в Вестминстерском аббатстве, и на фронтисписе его сонаты III (1683). Ниже приведены некоторые свидетельства того, что он, возможно, родился 10 сентября. Его родителями почти наверняка были Генри и Элизабет, но в письме Джону Гостлингу от 8 февраля 1679 года Томас Перселл недвусмысленно называет композитора "мой сын Генри", возможно, потому, что проявлял отеческий интерес к карьере своего племянника после смерти Генри-старшего в 1664 году.

Мальчиком Перселл был певчим в Королевской капелле, и документы, касающиеся его содержания и дальнейшего обучения после того, как в 1673 году у него сломался голос, дают самую раннюю определенную информацию о его жизни. 10 июня 1673 года он был назначен "бесплатным" помощником Джона Хингестона, хранителя королевских духовых и клавишных инструментов; он должен был занять эту оплачиваемую должность, когда Хингестон умрет или уйдет на пенсию. Ордера от 17 декабря 1673 года предусматривали его одежду и ежегодную выплату в размере 30 фунтов стерлингов. После ухода из хора он, вероятно, учился у музыкантов, которых в ранних источниках называют его учителями, - Джона Блоу и Кристофера Гиббонса. Мэтью Локк также оказал на него большое влияние, и Перселл почтил его память в элегии "На что нам остается надеяться после его ухода?".

10 сентября 1677 года Перселл сменил Локка на посту придворного скрипичного композитора. Однако, по-видимому, в то время он написал немного чисто инструментальной музыки для скрипичного оркестра, и, возможно, просто в день своего восемнадцатилетия был назначен на первую попавшуюся оплачиваемую должность. Его энергия, по-видимому, была в основном направлена на сочинение духовной музыки, в том числе трех симфонических, завершенных до конца 1677 года, а также на озвучивание и редактирование гимнов других композиторов в рукописи. Позже он сделал надписи "Боже, благослови мистера Генри Перселла в 1682 году" и "10 сентября 1682 года" на обороте форзаца, что еще раз указывает на то, что 10 сентября могло быть его днем рождения. В середине 1670-х годов Перселл был тесно связан с музыкой в Вестминстерском аббатстве: в сборник партий, скопированный перед Михайловым днем 1677 года, входят шесть гимнов, но с 1674 по 1678 год ему также платили за настройку органа, а в 1676 году - за составление сборника органных партий. Примерно на Михайлов день 1679 года он сменил Джона Блоу на посту органиста аббатства и оставался на этом посту до конца своей жизни.

В 1680 году Перселл женился на Фрэнсис Питерс, дочери Джона баптиста Питерса (умер в 1675 году) и его жены Эми, из Лондонского городского прихода Всех святых; первый сын композитора, также названный Генри, был крещен в храме Всех Святых Меньших 9 июля 1681 года и похоронен там же 18 июля. В 1680 году он также написал приветственную песню "Добро пожаловать, наместник могущественного короля", свою первую крупную светскую работу для Карла II. 14 июля 1682 года он был принят в качестве джентльмена в Королевскую капеллу, чтобы служить вместо Эдварда Лоу в качестве одного из трех органистов, и, вероятно, из-за этого нового назначения ему пришлось получить свидетельство о причастии, подписанное 4 февраля 1683 года священником и старостой церкви Святой Маргариты в Вестминстере, его приходской церкви. К Пасхе 1682 года он жил на Грейт-Сент-Эннс-лейн в Вестминстере, а примерно в конце 1684 года переехал на восток, в Боулинг-Аллей. В конце концов, в декабре 1683 года он сменил Джона Хингестона на посту хранителя инструментов.

Между 1680 годом и смертью Карла II в 1685 году Перселл был главным образом придворным композитором. После его музыки к пьесе Натаниэля Ли "Феодосий", поставленной в Дорсетском садовом театре в первой половине 1680 года, он не писал значительных произведений для публичной сцены до 1688 года; "Дидона и "Эней", возможно, изначально были написаны для двора, а музыку Перселл скопировал в тетрадь, которая рассматривалась, по-видимому,  как специальный королевский справочник, ни один из которых не был опубликован до 1685 года. Тетрадь содержит неполную партитуру прекрасного полного гимна "Услышь мою молитву, Господи", который, вероятно, был скопирован в 1685 году и, возможно, был написан для похорон покойного короля, поскольку, хотя похороны проходили без сложной церемонии, известно, что на них присутствовал хор аббатства.

Восшествие на престол Якова II привело к реорганизации придворного музыкального истеблишмента. Положение Перселла в придворной светской музыке, вероятно, не изменилось, хотя его титул был изменен с "композитор" на "клавесинист". Он сохранил свой пост органиста Королевской англиканской капеллы, но при новом католическом монархе статус капеллы был понижен. Возможно, по этой причине о Перселле как хранителе инструментов, ответственном за органы, похоже, забыли до начала 1688 года, когда он успешно подал прошение о выплате аванса и восстановлении своего жалованья. 1686 и 1687 годы, должно быть, были трудными для Перселла и его семьи. Его творчество больше не содержит духовной музыки, а из трех приветственных песен, которые он сочинил для Иакова II, только последняя полностью написана его почерком. Изгнание Якова II в 1688 году окончательно положило конец карьере Перселла как композитора, работавшего в основном для двора, хотя при Вильгельме и Марии он должен был оставаться на королевской службе. Этот период политической и профессиональной неопределенности также совпал с рождением двух его единственных детей, доживших до совершеннолетия, - Фрэнсис и Эдварда, родившихся в 1688 и 1689 годах соответственно.

Коронация Уильяма и Мэри 11 апреля 1689 года привела к некоторым разногласиям между Перселлом и деканом и капитулом Вестминстера из-за денег, выплаченных ему зрителями, наблюдавшими за происходящим с органной площадки, но нет никаких свидетельств какой-либо длительной напряженности между ним и властями аббатства; возможно, он просто не знал о новых процедурах, введенные для этой услуги. Теперь двор перестал быть тем важным музыкальным центром, каким он был при Стюартах, и Перселл искал новую работу. В 1689 году он написал первую из своих од ко дню рождения королевы Марии, а также отредактировал и внес свой вклад во вторую часть пьесы Плейфорда "Служанка Мюзика", представил "Дидону и Энея" в школе-интернате для девочек Джозиаса Приста в Челси и сочинил оду "Небесная музыка". Вдохновили ли боги проект для школы Льюиса Мейдвелла на Кинг-стрит в Вестминстере? С 1690 года он активно занимался сочинительством для театра, хотя продолжил свою серию од для королевы Марии и написал другие крупные произведения для организаций, не связанных с королевским двором, такие как ода "Когда герои думали…", представленная в 1690 году на ежегодном фестивале Йоркширского общества в Лондоне. В 1691 году он приобрел вторую собственность в Боулинг-аллее, но затем, по-видимому, перевез свою семью, возможно, в поисках более здорового окружения для детей. Вернувшись в Вестминстер на Рождество 1693 года, Перселлы переехали в дом на Маршам-стрит. В 1690-е годы Перселл также был востребован как учитель. В 1693 и 1694 годах Джона Уэлдона отправили учиться к нему из Итона, а среди других учеников были Аннабелла Говард, четвертая жена драматурга сэра Роберта Говарда, внучка сэра Роберта Диана и Рода Кавендиш. В 1694 году Перселл переработал и дополнил 12-е издание "Введения в музыкальное искусство" Джона Плейфорда.

Перселл написал часть музыки для государственных похорон королевы Марии 5 марта 1695 года, а "Индийская королева", без заключительной "маски" Дэниела Перселла, возможно, была исполнена в июне следующего года. 24 июля 1695 года, в день шестого дня рождения сына принцессы Анны, герцога Глостерского, Перселл сочинил свою последнюю придворную оду "Кто может от радости воздержаться?". Его работа вплоть до сентября 1695 года не дает никаких намеков на то, что он был нездоров, и "Come ashore" прекрасной Альбины, описанная как "Последняя песня, которую мистер Генри Перселл написал перед своей болезнью". Завещание Перселла, в котором он завещал все свое имущество жене, было составлено в явной спешке и подписано в день его смерти, что наводит на мысль о том, что, казалось бы, незначительная инфекция приняла серьезный и неожиданный оборот к худшему.

Похороны Перселла состоялись в Вестминстерском аббатстве вечером 26 ноября. В "Летучей почте" за тот день говорилось, что Перселл должен был быть похоронен рядом с органом бесплатно для его вдовы, в присутствии капитула и хора аббатства, а также хора Королевской капеллы. Аннабелла Говард была ответственна за мраморную табличку, установленную на колонне над его могилой. Фрэнсис Перселл умерла в Ричмонде и была похоронена рядом со своим мужем в Вестминстерском аббатстве 14 февраля 1706 года, оставив орган и два спинета своему сыну Эдварду вместе с "книгами по музыке". Дочь Перселлов Фрэнсис, которая исполняла завещание своей матери, вышла замуж за писателя Леонарда Уэлстеда и умерла в 1724 году.

Ноты сочинений Генри Пёрселла на сайте библиотеки IMSLP