Фрескобальди, Джироламо Алессандро
1583 - 1643
Назад
Джироламо Алессандро Фрескобальди (Girolamo Alessandro Frescobaldi) - Итальянский композитор и виртуоз игры на клавишных инструментах
Родился в сентябре 1583 года, Феррара - умер 1 марта 1643 года, Рим.
Он был одним из величайших клавишных композиторов первой половины XVII века.
1. Феррара, Рим и Фландрия, 1583-1608 годы.
Фрескобальди родился в период последнего расцвета музыкальной культуры Феррары при герцоге Альфонсо II д'Эсте (запись о его крещении см. в Cavicchi, 1983). Его отец, Филиппо, был человеком состоятельным и влиятельным, возможно, органистом, как Джироламо и его сводный брат Чезаре. Нет никаких свидетельств того, что Фрескобальди из Феррары были связаны с одноименным флорентийским дворянским домом (несмотря на это, Киркендейл, 1993). Хотя у Альфонсо II были и другие художественные интересы, самой большой страстью его была музыка. Он содержал музыкальное заведение, описанное в книге Эрколе Боттригари "Иль дезидерио" (1594), в которое входили как итальянские, так и фламандские исполнители; музыкальную библиотеку, насчитывающую более 250 наименований; и обширный инструментарий: только у клавишников был выбор из четырех клавиорганов, пяти органов и пяти клавесинов, которые обслуживались профессионалами. Главной жемчужиной музыки Альфонсо был тщательно охраняемый концерт принципалиссиме (concerto delle dame principalissime) - ансамбль певиц-виртуозок, которые также играли на арфе, альте и лютне в сопровождении клавишных (Луццаско Луццаски, герцогский органист) и арчилют (Ипполито Фиорини, герцогский маэстро капеллы). Для концерта богоматери Луццаски сочинил виртуозные произведения для одного-трех высоких голосов и клавишный аккомпанемент (мадригалы, 1601). Среди музыкантов, посетивших Феррару в этот период, были Порта, Маренцио, Меруло, Доуленд, Верт, Лассо, Барди, Корси, Ринуччини, Каччини и Монтеверди, которые подготовили сборник мадригалов для посвящения Альфонсо II. Самым важным гостем был Карло Джезуальдо, который прибыл в 1594 году, чтобы жениться на Элеоноре, сестре наследника Альфонсо Чезаре д'Эсте, со свитой, включавшей клавишника Сципиона Стеллу, лютниста Фабрицио Филомарино и Ринальдо далл'Арпа. Джезуальдо "решил подражать Луццаско", и в ответ Луццаски получил стимул к возобновлению сочинения полифонических мадригалов. О музыкальном образовании и ранних годах жизни Фрескобальди известно немного. Суперби отметил его не по годам развитый талант органиста; Либанори описал его как вундеркинда и как певца, и как инструменталиста, особенно играющего на клавишных инструментах, которого "возили по разным главным городам Италии" - карьера, о которой также говорится в современной хвалебной поэме. В списке органистов Феррарской академии Смерти, составленном в 1683 году, 14-летний Фрескобальди указан как преемник Эрколе Пасквини (ученика Алессандро Миллевилля, второго органиста Феррарского двора) после ухода Пасквини в 1597 году, когда он стал органистом капеллы Джулия в Сан-Пьетро (Кавиччи, 1961). Возможно, благодаря Академии Фрескобальди снискал покровительство двух членов семьи Бентивольо, величайших дворян Феррары после Эстенси и сыновей знаменитой певицы Изабеллы Бендидио. Маркиз Энцо Бентивольо (ок. 1575–1639) был придворным, всадником и солдатом, который стал самым важным импресарио итальянских зрелищ начала XVII века, в частности свадебных торжеств в Парме в 1628 году. Его брат кардинал Гвидо (1577-1644) был интеллектуалом, писателем и духовным деятелем, который после своей смерти был кандидатом на папский престол. Помимо братьев Бентивольо и Луццаски (которые были крестными отцом еще одного ребенка Филиппо Фрескобальди), в феррарский кружок молодого Фрескобальди входили Фьорини и Антонио Горетти, выдающийся музыкальный любитель, который сотрудничал с Монтеверди и ассистировал ему на "свадьбе в Парме". В посвящении "Каприччи 1624 года" (А.5) Фрескобальди объявил себя учеником Луццаски, который считался одним из величайших органистов своего времени, а также одним из немногих музыкантов, способных исполнять "аркичембало" Николы Вичентино (и даже сочинять для него). (В 1619 году Фрескобальди был описан как единственный клавишник в Риме, способный играть на подобном инструменте, которым владел кардинал Алессандро д'Эсте.) До недавнего времени было известно только о четырех подлинных клавишных работах Луццаски, три из которых были написаны на заказ для трансильванской оперы Джироламо Дируты (1593-1609). Повторное открытие рукописной копии второго из трех известных томов рукописных рукописей Луццаски в четырех частях позволяет лучше понять его стиль. К особенностям, которые роднят "ричеркары" с сопоставимыми ранними работами Фрескобальди, относятся ладовая организация, использование различных комбинаций клавиш и бережное использование трехметровых секций. Их текстура часто плотная, в отличие от иногда неуклюжих расширений неаполитанской клавишной музыки. Необычный формат - четыре клавишных блока в начале (оборотная и обратная стороны) - также используется в первой клавирной публикации Фрескобальди "Фантазия" 1608 года (А.1). Фрескобальди также изучал творчество великого северного композитора, работавшего в Венеции. В письме от 1607 года говорится, что, уезжая во Фландрию, он оставил Луццаски томик "старого Ричеркари без слов Адриано [Виллерта], предназначенный только для игры" – возможно, это "Фантазия о речеркари и контрапунктах на три голоса", впервые опубликованный Гардано в 1551 году. (В своем предисловии к "Вечерней псалмодии" Туллио Чимы 1673 года ученик Фрескобальди Джованни Анджело Мути рассказывал, что в юности он научился "играть партитуру и создавать контрапункты в трех частях".) Апель утверждал, что многие отличительные черты клавишного стиля Фрескобальди восходят к неаполитанским источникам, и это суждение было некритично воспринято более поздними авторами. Наиболее уместные наблюдения Апеля касаются предположительно неаполитанского происхождения хроматизма Фрескобальди и его использования "ритмических вариантов темы в канцоне’. Харпер (1978-1999), Ладвиг и Ньюкомб (см. Silbiger, 1987) утверждали, что многие неаполитанские и фрескобальдийские черты возникли в общей североитальянской традиции. Они связали хроматизм Фрескобальди с инганно, инструментом для создания нового мотивного материала с помощью гексахордовых эквивалентов. Ладвиг признал "ритмические варианты" Апеля важной формой, вариационной канцоной. После смерти Альфонсо II в 1597 году и после безуспешных притязаний его двоюродного брата Чезаре Феррара вернулась к папству. Климент VIII Альдобрандини и его племянник кардинал Пьетро совершили великолепный визит в город в 1598 году, где папа римский отпраздновал двойную королевскую свадьбу в кафедральном соборе, а папство начало оптовый экспорт сокровищ искусства Феррары в Рим. Трое братьев Пиччинини, знаменитых лютнистов из Феррары, поступили на службу к кардиналу Пьетро и вернулись с ним в Рим. Луццаски посетил Рим в 1601 году, где посвятил кардиналу свои мадригалы. Дата отъезда Фрескобальди из Феррары в Рим неизвестна, но его можно отождествить с "органистом Джиролимо", работавшим в церкви Святой Марии в Трастевере с января по май 1607 года. (Утверждение в "Каметти", 1908, о том, что Фрескобальди стал членом римской конгрегации Святой Чечилии примерно в 1604 году, не имеет под собой оснований.) Посвящая свою "Фантазию" Франческо Боргезе, герцогу Реньяно, брату папы Павла V, Фрескобальди заявил, что он сыграл эти произведения для Боргезе, когда находился в Риме с монсеньором Гвидо Бентивольо весной 1607 года. В мае того же года Бентивольо был назначен титулярным архиепископом Родоса, а 11 июня он отправился в качестве нунция ко двору эрцгерцогов во Фландрии. В сопровождении большой свиты, включая Фрескобальди и Джироламо Пиччинини, он прибыл в Брюссель 9 августа. Визит во Фландрию ознаменовал новый этап в карьере Фрескобальди: это была его первая и единственная поездка за пределы Италии ко двору, известному своей музыкой и религиозными зрелищами, где работали итальянские, испанские и английские, а также фламандские музыканты. Среди придворных органистов были Пеэтер Корнет и Питер Филипс, но маловероятно, что Фрескобальди имел какие-либо контакты со Свелинком в Амстердаме, как иногда утверждается. Возможно, смерть Луццаски в сентябре 1607 года ускорила рост независимости Фрескобальди. В 1608 году он опубликовал свое первое полное произведение - сборник из 19 мадригалов в пяти частях, напечатанный Пьером Фалезом из Антверпена (С.1). В его посвящении Гвидо Бентивольо, датированном 13 июня 1608 года, говорится, что он сочинил их на службе у нунция, что он приехал в Антверпен, чтобы посмотреть город (единственный интерес, который он когда-либо проявлял к своему окружению), и что местным музыкантам очень понравилось его произведение, и они настояли на его публикации. хорошо заезженный троп). Однако его твердое намерение представить свои работы на суд всего мира положило начало серии тщательно продуманных публикаций, на которых зиждется его слава. 21 июля 1608 года капитул собора Святого Петра в Риме избрал Фрескобальди органистом капеллы Джулия, главного музыкального учреждения базилики, в качестве преемника Эрколе Пасквини, которого они уволили "по уважительной причине" в мае прошлого года. Этот пост был предоставлен Фрескобальди Энцо Бентивольо, который был послом Феррары в Риме и вынудил своего брата, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, перевести Фрескобальди в его собственное музыкальное заведение. Фрескобальди, вероятно, покинул Фландрию в середине мая, но задержался с приездом в Рим, задержавшись в Милане, чтобы опубликовать "Фантазию". После сильного давления со стороны окружения Бентивольо Фрескобальди прибыл в Рим из Феррары 29 октября 1608 года. Он приступил к своим обязанностям на первой вечерне в честь Дня всех святых (31 октября) и играл на двух следующих праздниках - Всех святых и поминовения усопших - "с большим удовлетворением и благодарностью’. Утверждение Либанори о том, что слава Фрескобальди привлекла 30 000 человек, пришедших послушать его во время его первого выступления, маловероятно. Фрескобальди был относительно незначительным участником грандиозных и сложных папских церемоний; его роль, вероятно, в основном сводилась к непрерывной игре на портативном органе, и в любом случае органная музыка была запрещена теоретически и сведена к минимуму на практике во время богослужений All Souls.
2. Рим, 1608-1615.
К приезду Фрескобальди капелла Джулии состояла из четырех басов, теноров и альтов и шести мальчиков-сопрано под руководством Франческо Сориано (маэстро с 1603 по 1620 год). В отличие от Папской капеллы, частного хора папы римского, который обычно выступал а капелла, в капелле Джулия использовались такие инструменты, как скрипка, корнет, виолона, тромбон, орган и лютня. Их выступления обычно проходили в небольших залах, таких как часовни базилики, и далеко не всегда сопровождались массовым многоголосием, которое сейчас считается типичным для римского барокко. Полихоральная музыка, в которой для каждого хора используются дополнительные певцы (часто из более аристократической капеллы Понтифик), инструменты, а также небольшой орган и пианист-инструментальщик, исполнялась капеллой Джулия, в частности, в двух случаях: на праздник святых Петра и Павла (29 сентября) и в ознаменование освящения Собора Св. Святой Пьетро (18 ноября). Музыкальный репертуар как капеллы Джулии, так и капеллы Понтифика был по сути консервативным по своему характеру и основывался на произведениях Палестрины. В дополнение к портативному органу continuo (другие были арендованы для полихоральных выступлений), в распоряжении Фрескобальди в Сан-Пьетро были два более крупных стационарных инструмента. Более старый орган, построенный по заказу Александра VI Борджиа в 1496 году, был перенесен в капеллу Клементина в 1609 году и отреставрирован. В нем была ограниченная педальная панель и одна клавиатура с разделенным принципалом, пьено из девяти рядов, два регистра для флейт и один для тромбонов. Второй орган был построен в 1580 году, и его фасад сейчас находится в часовне Причастия. В 1751 году у него было три основных органа, возможно, высотой 16 футов, девять регистров для пьено, 16 футов и флейты. Оба органа были установлены на экране между двумя соседними капеллами и звучали в них, а не в основной части базилики. Капелла Джулии платила Фрескобальди 72 скудо в год, и, чтобы выжить, он установил привычку, которая сохранялась на протяжении всей его карьеры, зарабатывая дополнительный доход службой в благородном доме, обучением игре на клавишных и тренерской работой, а также случайной работой в активной музыкальной жизни церковного Рима, сначала в церкви Святого Джакомо (1614).. В какой–то момент его годовой доход оценивался в 72 скудо от капеллы, 100-150 от мецената и 300 от преподавания и других источников - более 500 скудо в то время, когда хороший клавесин можно было купить за 25. По прибытии Энцо Бентивольо в Рим в 1608 году Фрескобальди присоединился к его музыкальному сообществу. Созданный по образцу "Концерта богоматери" Альфонсо д'Эсте, он включал двух певиц и неаполитанского арфиста, а также, возможно, лютниста Алессандро Пиччинини, который, по крайней мере, написал музыку для "Наполетаны". Как и их коллеги из Феррарезе, певцы Энцо также должны были играть на инструментах; они обучались контрапункту и исполнительскому мастерству у Фрескобальди и некоего Орациетто. В 1609 году Фрескобальди горячо защищался от обвинений в том, что он соблазнил и пообещал жениться на Анджоле Занибелли, певице, состоявшей на службе у Энцо в Ферраре, которая, возможно, исполнила заглавную роль в опере Марко да Гальяно "Дафна". Когда план Энцо женить Фрескобальди на дочери Джулио Каччини Сеттимии был сорван Медичи, он усилил давление на Джироламо и его отца, требуя женитьбы на Анджоле. Их непримиримость, возможно, привела к разрыву отношений между Фрескобальди и Энцо. В июне 1612 года незаконнорожденный ребенок, Франческо, был зарегистрирован как сын Фрескобальди и миланки Орсолы Травальини (также известной как Даль Пино). Они поженились в частном порядке в феврале 1613 года, а в июле невеста родила дочь Маддалену. Их первый "официальный" ребенок, поэт, священнослужитель и коллекционер произведений искусства Доменико, родился в 1614 году. Двое других детей, Стефано и Катерина, родились в 1616-17 и 1619 годах. Фрескобальди и его жена владели (но не жили в нем) небольшим домом на окраине Пьяцца Колонна, вероятно, частью ее приданого. В 1613 году Фрескобальди ненадолго вернулся к обучению членов семьи Бентивольо в компании с другими римскими музыкантами, но его выступление было неудовлетворительным: "Сеньор Джиролимо приезжал сюда, но теперь он вообще сюда не приезжает... Бедняга, как мне кажется, наполовину сумасшедший’. Последней известной работой Фрескобальди с Бентивольо было обучение мальчика-певца в 1615 году, хотя в 1627 году он попросил Энцо сыграть роль в "Пармской свадьбе" 1628 года.
3. Мантуя и Рим, 1615-28.
Поступление Фрескобальди на службу к кардиналу Пьетро Альдобрандини датируется периодом с середины 1610 по конец 1611 года, что совпадает с уходом Филиппо Пиччинини со службы кардинала и истечением срока назначения Энцо Бентивольо послом в Ферраре. Переговоры Фрескобальди с мантуанским двором кардинала-герцога Фердинандо Гонзаги, меломана и композитора, отражали изменение политической судьбы его римского покровителя после смерти Климента VIII. Их открытие в конце 1614 года совпало с кризисом в семье Альдобрандини (обвинение двух племянников кардинала), и поездка Фрескобальди в Мантую состоялась во время визита кардинала к испанскому вице-королю в Неаполь. За возвращением Фрескобальди в Рим и поступлением на службу к кардиналу Пьетро последовало папское помилование племянников. Где-то в 1615 году Фрескобальди посвятил кардиналу Альдобрандини свои "Recercari, et canzoni franzese" (А.4) как "этому первому и крошечному детищу моего слабого таланта". Переговоры с Мантуей, которые вел Паоло Факконе, ушедший на пенсию бас-гитарист папской капеллы, начались в ноябре 1614 года, когда Факконе написал Фердинандо Гонзаге, что Фрескобальди можно убедить покинуть Рим за солидное предложение. Фрескобальди выразил готовность принять участие в возрождении музыкальной жизни при Мантуанском дворе, предложив посвятить герцогу свой первый том Токкаты, который уже находится в стадии подготовки. Их соглашение включало зарплату в размере 600 скудо, ссуду в размере 300 скудо на публикацию "Токкаты", недвижимость, дом и провизию на два года. Факконе отнесся к этому скептически, напомнив герцогу о событиях 1612 года, когда его брат унаследовал долг в 800 000 дукатов и решил уволить Клаудио и Джулио Чезаре Монтеверди, "когда они меньше всего этого ожидали" ("лицензия мантована’). Двор выслал Фрескобальди 143 с половиной скудо на токкату и никаких денег на дорогу, но в середине февраля 1615 года он уже был в пути и прибыл в конце месяца. Хотя его игра понравилась герцогу, суд проигнорировал мнение Фрескобальди. В мае он вернулся в Рим, а в сентябре отказался от другого предложения и в конце концов получил компенсацию в размере 300 скудо; проект был закрыт из-за смерти Факконе в том же месяце. Наиболее ощутимым результатом мантуанского предприятия стала первая книга Токкаты (1614-15, А.2). В отличие от предыдущих работ Фрескобальди, напечатанных недорогим наборным шрифтом, это было презентационное издание, выгравированное на меди музыкантом и изготовителем инструментов Николо Борбоне (см. Morelli, 1988). Фрескобальди и Борбоне уже работали вместе с декабря 1613 года. В их контракте от января 1614 года публикация описывается как "произведение токкате ди Чимбало, состоящее из 60 или 80 пецци (отдельных пластин)". Контракт предусматривал, что если Фрескобальди пожелает нанять Борбоне для выступления или оказания других услуг, то последний должен будет согласиться; если он пошлет Борбоне учеников по игре на клавесине или органе, Борбоне должен был выплатить ему половину гонорара. Фрескобальди был вынужден предоставлять Борбоне комнату, еду, питье и уроки игры на клавесине и контрапункте в течение двух лет, начиная с декабря 1613 года. Он должен был отплатить Борбоне за гравюру 200 экземплярами книги, которые Фрескобальди не мог продать в Риме, пока запасы Борбоне не иссякли. Композитор должен был сохранить пластинки и мог напечатать столько копий, сколько пожелает, и на основании этого Борбоне получил ссуду в размере 50 скудо. Новый контракт, составленный в июне следующего года, отражал результаты переговоров с семейством Гонзага. Теперь объем был определен как "25 или 30 пецци", и Борбоне должен был разрезать их на пластины в октябре за 100 скудо. На тот момент ему платили 50 скудо за работу (34 пецци; это опровергает гипотезу о том, что Борбоне потребовались годы, чтобы выгравировать том). Изменения, внесенные Фрескобальди, показывают, что он заботился об эстетике так же, как и о музыке. Эта работа была переиздана в расширенном варианте в 1615-1616 годах (А.3). В своем посвящении Фрескобальди назвал этот сборник "моей первой книгой о музыкальных опытах игры на клавишах" и заявил, что Фердинандо Гонзага "в Риме часто обращался ко мне с просьбами побудить меня к исполнению этих произведений’. Две версии обращения "К читателю", инструментального эквивалента предисловия Каччини к "Новой музыке", представляют собой развернутый рассказ об исполнении токкат. По возвращении в Рим и поступлении на службу к кардиналу Альдобрандини Фрескобальди увеличил свое жалованье в церкви Святого Пьетро преподаванием и служением по особым случаям в церквях Санто-Спирито в Сассии (1620-21, 1626, 1628), Лючии дель Гонфалоне (1623), Луиджи деи Франчези (1624-7, 1634-6, 1638) и, несомненно, в других местах. В декабре 1617 года кардинал Альдобрандини добился отчуждения дома Фрескобальди для строительства дворца. Фрескобальди и его жена оспорили оценку и в 1618 году получили 689 скудо 27 байокки, выплаченных в виде облигаций-паев (которые объединяли их капитал и подразумевали, что они не владели никакой другой собственностью). Несмотря на это, Фрескобальди переиздал "Речеркари" с их посвящением кардиналу без изменений в 1618 году (А.4а) и продолжал служить семье после смерти кардинала в 1621 году. В 1624 году, возможно, в поисках другого постоянного покровителя (похоже, у него не было никаких отношений с Людовизи или Барберини, семьей новоизбранного Урбана VIII), Фрескобальди посвятил свои Каприччи (А.5) Альфонсо д'Эсте, принцу Модены. Он вспоминал о своем феррарском обучении у Луццаски и о том, как Эстенси поощряли искусство, и упоминания о Ферраре прослеживаются в девяти каприччио. Обращение "К слушателям работы" содержит важную информацию об их исполнении, особенно о метрических обозначениях. Здесь и в других местах композиционный процесс Фрескобальди продолжался во время и даже после публикации его работ (Дарбелле, 1986, с.361-74, см. Фабрис и Дуранте; Дарбелле, 1988). В 1626 году Фрескобальди объединил "Речеркари" и "Каприччи" (за вычетом их посвящений и вариации - "каприччио" или "че нои римена") в один том, ставший первым из его венецианских изданий (А.5а). В 1627 году (посвящение датировано 15 января) он опубликовал второй том "Токкаты" (А.6), также гравированный Борбоне, посвященный монсеньору Луиджи Галло, епископу Анконы и нунцию Савойи. Племянник влиятельного кардинала, Галло потерпел неудачу как дипломат, но был исключительным клавишником и, возможно, учеником Фрескобальди, который хвалил его "за большую грацию, легкость, разнообразие тактов и элегантность - условия, необходимые для этой новой манеры’. Первый из двух томов небольших песнопений Фрескобальди утерян. Вторая, "Liber secundus diversarum modulationum" (D. 5), в которой отсутствует вторая книга песнопений, была посвящена 1 июня 1627 года кардиналу Сципионе Боргезе, протоиерею Сан-Пьетро и племяннику автора "Фантазии". Фрескобальди продолжал служить в базилике, непрерывно играя на органе на знаменитой вечерней службе для 12 хоров на праздник святых Петра и Павла в 1628 году.
4. Флоренция, 1628-1634.
В ноябре 1628 года Фрескобальди получил назначение органистом к молодому Фердинандо II, великому герцогу Тосканскому, который посетил Рим в марте, с месячным окладом в 25 (позже - 29) скуди. Фрескобальди завершил аранжировку, посвятив герцогу коллекцию инструментальных канцони в одной-четырех частях с континуо (B.2a). Сборник был также издан в партитуре для клавишных инструментов ученика Фрескобальди Бартоломео Грасси (B.2). В своем обширном предисловии Грасси подчеркнул важность чтения по открытой партитуре, охарактеризовал печатные сборники Фрескобальди как скоординированный продукт, удовлетворяющий все потребности клавишников, и отметил, что композитор постоянно создавал дополнительные произведения, которые оставались в рукописи. (Еще в 1664 году Доменико Фрескобальди описывали как обладателя "Сочинений своего отца в клавесинной табулатуре, написанных от руки, а не напечатанных’.) Фрескобальди, самый высокооплачиваемый из придворных музыкантов Медичи, оставался во Флоренции до 1634 года, посетив Венецию, по крайней мере, один раз. Его немногочисленная музыкальная деятельность документально подтверждена до эпидемии 1631 года. В апреле 1629 года он и Марко да Гальяно написали музыку для празднования канонизации флорентийца Андреа Корсини в церкви Кармине. В мае 1630 года он выступал с двумя певцами в покоях эрцгерцогини перед Бетюном, французским послом, который способствовал канонизации. На освящении нового собора в Колле-ди-Валь-д'Эльса 1 июля 1630 года Фрескобальди служил органистом с четырьмя певчими под руководством Гальяно. В контракте на один из двух новых церковных органов он был назван "in organorum modulamine in Europa unico et singularissimo". В октябре 1630 года он был назначен органистом флорентийского баптистерия. Позже, в том же году, совместно с Ландини, издателем Galileo, он опубликовал две книги Arie musicali, содержащие 44 настройки для одного–трех голосов и continuo (C.5-6). Первая книга была посвящена великому князю в письме, которое повторяет посвящение Токкаты 1614 года. В значительно более личном посвящении второго тома маркизу Роберто Обицци, феррарскому дворянину, который служил у герцога конюшим, композитор вновь вспомнил о своем феррарском происхождении и учебе у Луццаски.
5. Рим, 1634-43.
В последние годы жизни Фрескобальди в Риме его репутация и финансовое благополучие вышли на новый уровень. Он вернулся в апреле 1634 года, теперь уже под покровительством семьи правящего папы Урбана VIII Барберини. Самый влиятельный из трех племянников Урбана, кардинал Франческо, заплатил 100 скудо за проезд Фрескобальди из Флоренции вместе с его домочадцами, делал ему случайные денежные подарки и регулярно выплачивал 30 скудо за аренду его жилища на Салита-Маньянаполи у колонны Траяна, а также зачислил его на службу в свой университет. такая же зарплата, как у Дж. Х. Капсбергера, - 3 скудо 60 байокки в месяц. Став новым протоиереем Сан-Пьетро, Франческо также повысил зарплату Фрескобальди как органисту капеллы Джулия (ныне под руководством Вирджилио Маццокки) с 72 до 96 скудо в год. В январе 1643 года Фрескобальди также давал хорошо оплачиваемые уроки музыки сыновьям среднего племянника Барберини, дона Таддео, принца Палестрины. Возможно, по просьбе кардинала Франческо Фрескобальди посвятил переработанную версию инструментального канцони (B.3) кардиналу Дезидерио Скалье из Кремоны, доминиканцу, который вместе с Франческо входил в комитет, осудивший Галилея. Фиори музикали (Венеция, 1635; А.7), состоящий из трех органных месс, был посвящен кардиналу Антонио Барберини: это был младший брат Франческо, не менее блестящий меценат, а не их дядя-капуцин с таким же именем, как иногда утверждается. Обращение "К читателю" является последним из важных заявлений Фрескобальди об исполнении его произведений. В 1637 году кардинал Франческо субсидировал переиздание обеих книг токкат (предположительно, с пластинок, находившихся во владении Фрескобальди), и теперь его собственные гербы заменяют гербы Фердинандо Гонзаги на титульном листе пересмотренной версии первой книги (А.8). Предисловие к этому сборнику представляет собой последние клавишные работы Фрескобальди, опубликованные при его жизни. (Посмертная коллекция Canzoni alla francese (А.9) была издана Винченти в Венеции в 1645 году.) В 1640 году Пьетро Делла Валле писал Лелио Гвидиччони, что "сегодня [Фрескобальди] использует другую манеру, с большей галантностью в современном стиле... потому что с опытом он научится этому, чтобы понравиться всем"."эта манера более элегантна, хотя и менее ученая". Связь между этим наблюдением, аггиунтой к первой книге Токкаты и более поздними рукописными произведениями, приписываемыми Фрескобальди, остается предметом исследования. Фрескобальди не принимал участия в блестящей серии опер, созданных Барберини в 1631-1643 годах, но, возможно, он участвовал в избранных домашних музыкальных академиях, организованных кардиналом Франческо под руководством Вирджилио Маццокки, в которых участвовали солисты-инструменталисты, исполняли полифонические мадригалы и ансамбль виолончелистов. Труды теоретика Джованни Баттисты Дони, бывшего секретаря кардинала, содержат ряд нелестных отзывов о Фрескобальди, относящихся к этому периоду. Дони очернил Фрескобальди перед Марином Мерсенном, назвав его специалистом только в клавишной музыке и практически неграмотным. В своей книге "О ветеринарной музыке" (1647) Дони сообщает, что примерно в 1638-1640 годах Оттавиано Кастелли "с помощью частых и бесплатных выпивок" соблазнил Фрескобальди и убедил кардинала Франческо приобрести орган, который он заказал для реставрации своей титулярной церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, настроенный на такой же темперамент – проект был сорван из-за противодействия Дони и певцов, которые отказались выступать с такой настройкой. Однако есть некоторые свидетельства того, что Фрескобальди на самом деле не был бескультурным. Его покровителями были одни из самых искушенных магнатов того времени, и его хвалили Банчиери, Джустиниани, Мерсенн, Бонини, Либерати и даже протеже Дони, Делла Валле. Эрудит Лелио Гвидиччони оставил в своем завещании “арпикордо Фрескобальди под названием ”Жемчужина"" (Хаммонд, 1994). Фрескобальди выбирал тексты для вокальных произведений таких поэтов, как Марино и либреттист Кариссими Франческо Бальдуччи. В последние годы своей жизни Фрескобальди принимал активное участие, всегда как клавесинист, в знаменитых великопостных представлениях в Оратории дель Крочифиссо. Наиболее яркое представление о нем как об исполнителе можно получить из "Ответа на курьез" французского виртуоза игры на гамбе Андре Можара, который слышал его в Крочифиссо в 1639 году. (Фрескобальди также выступал там в 1640 году с двумя самыми знаменитыми римскими кастратами, Лорето Виттори и Марком Антонио Паскуалини.) Выступления Крочифиссо сочетали инструментальные произведения с мотетами и латинскими ораториями. Могарс описал ансамбль как состоящий из органа, большого клавесина, лиры, двух или трех скрипок и двух или трех арклют. Инструменты чередовались в импровизированных соло и согласованных пассажах, "но, прежде всего, великий Фрискобальди продемонстрировал тысячи всевозможных изобретений на своем клавесине, орган всегда оставался неизменным’. Рукописные фрагменты в Уппсале в точности соответствуют описанию Могарса, в котором импровизация солирующих инструментов указывается (иногда с нотами, иногда без) на одной ноте в континууме (Хаммонд, 1994). Могарс пришел к выводу, что "хотя печатные работы [Фрескобальди] в достаточной мере свидетельствуют о его способностях, чтобы судить о его глубоких знаниях, необходимо услышать, как он импровизирует токкаты, полные контрапунктических приемов и замечательных изобретений’. Это последние упоминания о Фрескобальди как об исполнителе. Несмотря на перипетии войны Кастро, он продолжал выступать в капелле Джулия и в доме кардинала Франческо Барберини. Он умер 1 марта 1643 года после десятидневной болезни и был похоронен в соседней базилике Святого Апостола; его могила исчезла при перестройке церкви в 18 веке.
Ноты сочинений Джироламо Алессандро Фрескобальди на сайте библиотеки IMSLP