Вивальди, Антонио
1678 - 1741

Назад

Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi) - Итальянский композитор

Родился 4 марта 1678 года, Венеция - умер 27 или 28 июля 1741 года, Вена. 

Самый оригинальный и влиятельный итальянский композитор своего поколения, он заложил основы зрелого барочного концерта. Его вклад в музыкальный стиль, скрипичную технику и практику оркестровки был значительным, и он был пионером оркестровой программной музыки.

Отец Вивальди, Джованни Баттиста (1655-1736), сын портного, родился в Брешии. В 1666 году он переехал со своей овдовевшей матерью в Венецию, где работал парикмахером, а в раннем взрослом возрасте стал профессиональным скрипачом. Известно, что девять детей, старшим из которых был Антонио, родились у него от брака с Камиллой Каликкио, дочерью портного, на которой он женился в июне 1676 года. Ни один из братьев и сестер Антонио не стал музыкантом, хотя Франческо (1690-1752) унаследовал предпринимательский дух своего старшего брата, добавив к своему основному призванию парикмахера еще обязанности подрядчика по укладке тротуарной плитки и издателя. 23 апреля 1685 года Джованни Баттиста был нанят в качестве скрипача в Сан-Марко под фамилией Росси. Это говорит о том, что рыжие волосы, за которые Антонио получил прозвище "il prete rosso" ("красный священник"), были семейной чертой. В том же году Джованни Баттиста стал одним из основателей Общества Святой Чечилии. Он стал достаточно уважаемым скрипачом, чтобы быть упомянутым рядом со своим знаменитым сыном в опере Коронелли "Путеводитель по форестьери". Есть признаки того, что он время от времени участвовал в управлении оперными операми. Он, безусловно, много путешествовал, часто вместе с Антонио, играя на скрипке на церковных праздниках. Возможно, он даже был композитором: опера "Федельта сфортуната", приписываемая некоему Дж.Б. Росси, была поставлена в неизвестном венецианском театре в 1688-1699 годах. 30 сентября 1729 года он получил годичный отпуск от Сан-Марко, чтобы сопровождать сына (предположительно Антонио) в Германию. Отец и сын работали в теснейшем сотрудничестве: считается, что главным переписчиком Антонио с середины 1710-х до середины 1730-х годов был Джованни Баттиста, с которым он делил несколько квартир в Венеции. Антонио был официально крещен 6 мая 1678 года. Поскольку считалось, что жизнь новорожденного находится в опасности, акушерка провела предварительное крещение в день его рождения; возможной причиной было землетрясение, потрясшее Венецию 4 марта, но более вероятно, что недуг, которым, по утверждению композитора, он страдал с рождения, уже был устранен. проявляя себя. Это состояние ("strettezza di petto", как описывал его Вивальди) обычно отождествляют с бронхиальной астмой. Хотя Вивальди, став взрослым, очевидно, был полон решимости не допустить, чтобы это помешало ему совершать частые и трудные путешествия, даже если это означало содержание большой и дорогой свиты, не следует недооценивать их физическое и особенно психологическое воздействие на него. В период с 18 сентября 1693 года (дата его пострига) по 23 марта 1703 года (дата его рукоположения) Вивальди проходил подготовку к священству в местных церквях Сан-Джеминиано и Сан-Джованни-ин-Олео, продолжая жить со своей семьей в приходе Сан-Мартино. Вероятно, он научился игре на скрипке у своего отца, которому, как говорят, он иногда помогал в Сан-Марко; его участие в качестве "внештатного" скрипача в рождественских службах в базилике в 1696 году является его самым ранним известным публичным выступлением. Через несколько лет после своего рукоположения (вероятно, в конце 1706 года) он навсегда перестал служить мессу, тем самым пожертвовав неплохим доходом в качестве домашнего священника (mansionario) в "Пьете". В 1737 году, находясь под порицанием за поведение, неподобающее священнику, он списал эту неудачу на свою болезнь, но нетрудно также заподозрить оппортунистические мотивы, учитывая его погруженность в музыкальную деятельность. Возможно, его защита немного подкрепляется фантастическим сообщением начала 19-го века о его временном уединении в ризнице во время служения мессы (если не принимать во внимание объяснение, что его целью было записать фугу). Внешне Вивальди оставался набожным и даже пользовался своим статусом священника. Религиозный девиз "Laus Deo" (сокращенно L.D.) и расширенная версия "LDBMDA", обычно встречающиеся в виде монограммы и, возможно, означающие "Laus Deo Beataeque Mariae Deiparae Amen", часто встречаются в начале его партитур – как ни странно, особенно в операх. Из рассказа Гольдони о встрече с Вивальди в 1735 году мы видим, как композитор спасается от довольно неприятной конфронтации механическим чтением требника.

В сентябре 1703 года Вивальди получил свою первую официальную должность, став маэстро ди виолино с комфортным, но ничем не примечательным годовым окладом в 60 дукатов, в Пио Оспедале делла Пьета, одном из четырех венецианских учреждений, занимающихся уходом за осиротевшими, брошенными и обездоленными детьми и специализирующихся на музыкальном обучении девочек, проявлявших незаурядные способности. способности. Музыкальные службы – их можно было бы даже назвать концертами – в "Пьете" занимали центральное место в светском календаре венецианской знати и иностранных гостей, и было важно обеспечить как компетентное обучение и репетиции молодых музыкантов, так и регулярное предоставление им новых произведений. Своим назначением Вивальди был обязан просьбе, с которой ранее в том же году обратился маэстро ди коро (музыкальный руководитель) "Пьеты" Франческо Гаспарини о привлечении мастеров скрипки и гобоя. В августе 1704 года к его жалованью было добавлено 40 дукатов за то, что он обучал игре на альт–инглизской виоле - семействе инструментов разного размера, напоминающих виолу любви по расположению струн. Кроме того, на Вивальди легла задача приобретения новых струнных инструментов для оркестра и поддержания в рабочем состоянии тех, которые уже использовались. Губернаторы ежегодно продлевали его должность до февраля 1709 года, когда при повторном голосовании большинство проголосовало против его сохранения. Представляется менее вероятным, что Вивальди был уволен со своего поста по причине недееспособности, ненадлежащего поведения или из-за личной неприязни, чем то, что сам пост был временно упразднен, возможно, в интересах экономии. Оркестр, несомненно, остался бы в умелых руках, поскольку за преподавателями "Пьеты" были закреплены заместители (маэстро ди коро); это были лучшие исполнительницы из числа девушек и женщин, и некоторые из них (например, Анна Мария, имя которой упоминается в названии нескольких произведений Вивальди для скрипки и альта концерты любви) обрели известность за пределами стен "Пьеты". Кроме того, элитная группа из дюжины женщин, "Привилегированные женщины короны", отвечала за обучение своих младших сокамерниц, и им даже разрешалось брать учеников со стороны. По иронии судьбы, именно успех Вивальди в создании коллектива опытных исполнителей, возможно, способствовал его увольнению. Это объяснение подтверждается тем фактом, что аналогичная должность преподавателя духовых инструментов долгое время оставалась незаполненной и что при его жизни ни один другой преподаватель скрипки так и не был назначен, хотя преподавателями виолончели были Антонио Вандини (в записях "Пьеты" его иногда путают с Вивальди, чье имя не упоминалось)., однако анаграмматически фигурирующие как Лотавио Вандини в либретто Аристида), были использованы между 1720 и 1731 годами. Тем временем Вивальди добивался признания как композитор. Самым ранним из дошедших до нас изданий его сочинения op.1, состоящего из 12 камерных сонат в трио medium, является издание Салы, датированное 1705 годом и посвященное графу Аннибале Гамбаре, брешианскому дворянину. Это издание описывает Вивальди на титульном листе как "Музыканта-скрипача, профессора Венето", не упоминая о его назначении в "Пьету", но признавая его статус священника, используя титул "дон"; это может быть перепечатка утраченного оригинального издания, датируемого 1703 годом, хотя в оригинале Вивальди не упоминается. включение письма-посвящения подразумевает иное. Его сочинение №2, состоящее из скрипичных сонат, было поспешно посвящено в 1709 году Фредерику IV Датскому во время краткого визита короля в Венецию. К тому времени Вивальди также писал концерты, которые распространялись в рукописном виде; копии некоторых из его виолончельных концертов, сделанные музыкантом Францем Хорнеком во время пребывания в Венеции во время карнавального сезона 1708-1799 годов, сохранились в библиотеке графов Шенборн. Вивальди был избран на свой прежний пост в "Пьете" в сентябре 1711 года и с каждым годом вновь назначался, несмотря на растущую оппозицию, вплоть до марта 1716 года, когда не было получено требуемого большинства в две трети голосов. Удивительно, но в мае 1716 года он был назначен на номинально более ответственную должность - маэстро концертов. Уход Гаспарини в апреле 1713 года в отпуск по болезни, из которого он так и не вернулся, дал Вивальди возможность писать духовную музыку, поскольку Пьетро Скарпари, учитель пения, был всего лишь скромным композитором. Управляющие были настолько довольны работой Вивальди, что в июне 1715 года назначили ему ежегодную премию в размере 50 дукатов за "проведение целой мессы, вечерни, оратории, более 30 мотетов и другие труды’. В конце 1716 года Вивальди написал новую ораторию "Юдита триумфальная", которая стала продолжением его ранних "Деев фараонов". Это, вероятно, самое сложное произведение, которое он когда-либо писал для "Пьеты". В 1711 году амстердамский издатель Этьен Роже выпустил то, что впоследствии стало самым влиятельным музыкальным изданием первой половины XVIII века: "L'estro armonico" Вивальди, соч.3, посвященное великому князю Тосканы Фердинандо; оно состояло из 12 концертов, разделенных поровну на произведения для одного, двух и четырех человек скрипки-соло (см. рис.1). Переход местных издательств на "Роджер", который примерно в то же время осуществили несколько других выдающихся итальянских композиторов, отразил не только превосходство процесса гравировки над типографским способом, все еще обычно используемым в Италии (это превосходство признается в предисловии Вивальди к "Л'эстро Армонико"), но и огромный рост спроса на новейшая итальянская музыка в Северной Европе. Нигде концерты Вивальди не вызывали такого энтузиазма, как в Германии. Бах переложил несколько из них (в том числе пять из соч.3) для клавишных, а его благородный покровитель принц Иоганн Эрнст Саксен-Веймарский написал концерты в стиле Вивальди. Немецкие музыканты, посещавшие Венецию, такие как Штельцель (1713-14), Хайнихен (1713-16) и Пизендель (1716-17), искали его внимания. Пизендель, который, как предполагается, брал у него уроки, переписал несколько его сонат и концертов, а также получил партитуры многих произведений с автографами непосредственно от мастера, который продолжал поддерживать тесные отношения с саксонским двором. Кванц, который впервые услышал концерты Вивальди в Пирне в 1714 году, в своем отзыве отдал ему должное за то, что он переработал концерт (вместе с Альбинони); формула сочинения концерта, изложенная Кванцем, во всех деталях соответствует обычной практике Вивальди. "Страваганца", соч.4, набор из 12 скрипичных концертов, был посвящен примерно в 1716 году Веттору Дельфино (Дольфину), молодому ученику Вивальди из венецианской знати. Следующие три публикации (стр.5-7, включающие шесть сонат и 18 концертов), относящиеся к 1716-20 годам, остались неподтвержденными: по–видимому, Роджер заказал их у композитора и гравировал за свой счет, что свидетельствует об исключительной популярности Вивальди - позднее в столетии эта процедура стала обычной, все еще был довольно редким явлением. В 1710-х годах, если не раньше, Вивальди последовал за своим отцом в бурный мир оперы. Хотя его самая ранняя известная сценическая работа "Оттоне на вилле" была поставлена на летнем курорте Виченца в мае 1713 года, он впервые проявил себя и как композитор, и как импресарио в маленьком, несколько немодном венецианском театре Сан-Анджело. Во время карнавала 1713-1714 годов Вивальди написал посвящение на либретто Грацио Браччиоли к опере М.А. Гаспарини "Родомонте сденьято", а годом позже - к опере Луки Папирио, поставленной на музыку Предьери. Возможно, именно оперу Предьери услышал франкфуртский юрист И.Ф.А. фон Уффенбах 4 февраля 1715 года, когда отметил в своем дневнике, что Вивальди был "антрепренером" (ошибочно считая его также композитором). Сезон 1714-15 годов открывала опера Вивальди "Орландо финто паццо", а в 1717 году последовали пастиччо ("Нерон фатто Чезаре") и две новые оперы. Между 1716 и 1718 годами он также написал три оперы для театра Святого Моисея; кроме того, было несколько возрождений.

В апреле 1718 года Вивальди привез свою недавно написанную оперу "Армида на Кампо д'Эгитто" в Мантую, где пробыл до 1720 года. За это время он написал три оперы для исполнения в карнавальные сезоны 1719 и 1720 годов. Губернатором Мантуи (от имени Габсбургов) был принц Филипп Гессен-Дармштадтский, известный любитель музыки. Вивальди стал его "маэстро камерной капеллы" - любопытный титул (вероятно, означающий "директор светской музыки"), который он сохранил за собой после отъезда из Мантуи. Он написал несколько кантат и серенад для мантуанского двора. Ненадолго вернувшись в Венецию, Вивальди вскоре отправился в Рим, где, согласно двум письмам Гвидо Бентивольо д'Арагоны от 1737 года, он провел три карнавальных сезона и дважды был приглашен выступить перед папой римским. Известны три оперы, поставленные в Риме во время карнавальных сезонов 1723 и 1724 годов, и вполне возможно, что другим сезоном, для которого Вивальди написал сценарий, был сезон 1720 года, когда он внес свой вклад в пастиччо Тито Манлио, поставленное в Театре Пасе. Знаменитая карикатура Пьера Леоне Гецци на Вивальди (рис.2) была нарисована во время карнавала 1723 года, когда шла постановка "Эрколе и Термодонте". Во время пребывания в Риме Вивальди познакомился с кардиналом Пьетро Оттобони, бывшим покровителем Корелли; в библиотеке Оттобони хранятся многочисленные концерты и солидный том скрипичных сонат, изданный в Манчестере. В июле 1723 года управляющие "Пьета" согласились попросить Вивальди ежемесячно давать оркестру по два концерта (по цене одного сиквина за каждый), при необходимости отправляя их по почте, и провести три или четыре репетиции, когда они будут в Венеции. Счета учреждения подтверждают оплату более 140 концертов Вивальди в период с 1723 по 1729 год. Как композитор Вивальди, несомненно, был важным вкладом в "Пьету", несмотря на его частые командировки, которые исключали преподавательскую работу. Примерно в это же время, по-видимому, началось знакомство Вивальди с контральто Анной Гиро. Она была дочерью мантуанского мастера по изготовлению париков французского происхождения и стала его ученицей по пению. С 1723 по 1748 год она регулярно выступала на оперной сцене, особенно в Венеции. Гольдони считал ее голос слабым, но признавал, что она была хорошей актрисой и обладала привлекательной внешностью. Изменения, внесенные Гольдони по настоянию Вивальди в оригинальное либретто Зенона к "Гризельде", показывают, что Вивальди осознавал ограниченность возможностей своего ученика. И Анна, и ее сводная сестра Паолина (которая была ее компаньонкой) были преданными членами его окружения. Слухи неизбежно расходились, и многие считали, что Анна Джиро была любовницей Вивальди, несмотря на его правдоподобные опровержения. С 1726 по 1728 год Вивальди снова активно выступал в качестве композитора и импресарио в Сан-Анджело. В то же время его инструментальные произведения продолжали укреплять его репутацию. "Время гармонии и изобретения", соч.8 (открывающееся четырьмя концертами, посвященными временам года), появилось в 1725 году и было посвящено его богемскому покровителю графу Венцелю фон Морзину (дальнему родственнику Морзина, у которого Гайдн работал). "Четра", соч.9, была посвящена императору Карлу VI, с которым Вивальди познакомился в сентябре 1728 года в Триесте или его окрестностях и от которого, как сообщается, получил много денег и золотую цепь с медальоном. (12 различных концертов, также озаглавленных "Четра" и датированных 1728 годом в рукописи, хранящейся в Вене, возможно, посвящены этой встрече; опубликованная "Четра" появилась раньше, в 1727 году.) Первые концерты для флейты, соч.10, и концерты для струнных, соч.11 и 12, были изданы Ле Сеном в 1729 году. Хотя издатель взял на себя расходы по изданию всех пяти сборников, Вивальди, очевидно, был недоволен финансовой отдачей, поскольку в 1733 году он сообщил английскому путешественнику Эдварду Холдсворту о своем решении больше не публиковать концерты, поскольку это мешало его более прибыльной торговле рукописями, стоимость которых в то время составляла гинею за концерт; и действительно, ни одно его произведение, опубликованное после op.12, не появилось с его согласия (op.13, "Пастор фидо", является искусной подделкой французского исполнителя мюзиклов Николя Шед-виля, в то время как предположительно столь же поддельная op.14 была анонсирована в Париже, но так и не появилась). В период с конца 1729 по начало 1733 года Вивальди много путешествовал. Возможно, приглашение в Вену, упомянутое в письме от 1737 года, относится к этому периоду. Вполне возможно, что он посещал Прагу (где с 1724 года при дворе графа Спорка действовала оперная труппа, возглавляемая венецианским певцом Антонио Денцио), поскольку осенью 1730 года там были поставлены две новые оперы ("Аргиппо") и весной 1731 года ("Альвильда"). По его собственному признанию, Вивальди любил наблюдать за постановками своих новых опер, поэтому даты и места их премьер дают ценную информацию о его передвижениях. В период 1733-1755 годов он написал несколько опер для Сан-Анджело и театра Гримани Самуэле, к которому был прикреплен Гольдони. Его предпринимательская деятельность в Венеции, похоже, в основном прекратилась; вместо этого он все активнее продвигал оперу в небольших материковых центрах, таких как Верона, Анкона, Реджо-Эмилия и Феррара. Начиная с Л'Аделаиды (1735, Верона), Вивальди называл себя маэстро ди капелла Франсуа III, герцога Лотарингского, а с 1737 года - великого герцога Тосканского, будущего императора Франциска I. Этот титул, несомненно, был не более чем почетным. Тем временем, в августе 1735 года он был восстановлен в "Пьете" в качестве маэстро капеллы. Теперь руководство пожелало более жестко контролировать его поездки, и его новые отлучки, вероятно, способствовали тому, что в марте 1738 года ему не удалось добиться повторного назначения. Однако его связи не были прерваны: когда Фридрих Кристиан, наследный принц Саксонии-Польши, посетил "Пьету" 21 марта 1740 года, Вивальди попросили подготовить и руководить исполнением трех концертов (rv540, 552, 558) и одной симфонии (rv149); партитуры, в основном с автографами, были взяты с собой возвращаемся в Дрезден. Во время междуцарствия маэстро ди коро Джованни Порта (1726-37) и Дженнаро д'Алессандро (1739-40) он также продал "Пьете" множество духовных вокальных произведений. Вивальди был в близких отношениях с Гвидо Бентивольо д'Арагоной, маркизом из Феррары. Он заручился поддержкой Бентивольо в постановке опер в Ферраре во время карнавальных сезонов 1737, 1738 и 1739 годов; 13 писем Вивальди к Бентивольо и копии нескольких ответов маркиза, большинство из которых хранятся в архивах Бентивольо, дают, среди прочего, наглядное представление об этих трех эссе (все они были написаны в 1739 году). из них каждый по-своему менее успешен) в продвижении opera. В 1737 году возникли споры из-за контракта с певцом и выбора опер, а также из-за неблаговидной попытки Вивальди добиться максимальной оплаты. В 1738 году кардинал Томазо Руффо, архиепископ Феррары (папской области), запретил Вивальди въезжать в Феррару, якобы из-за его отношений с Анной Джиро и его отказа служить мессу, так что он был вынужден передать предприятие в руки местных импресарио, которым он не очень доверял. В 1739 году Вивальди, который находился в Венеции, наблюдая за выступлениями "Фераспе", дорого заплатил за свое отсутствие в Ферраре. Первая опера, "Сирое", подверглась критике за ошибки в речитативах (по горькому утверждению Вивальди, из-за изменений, произвольно внесенных клавесинистом Пьетро Антонио Берреттой), в результате чего завсегдатаи театра отказались ставить "Фарначе", вторую оперу. Бентивольо проявил сочувствие, но был слишком дипломатичен, чтобы вмешаться. Де Броссес, познакомившийся с Вивальди осенью 1739 года, обнаружил, что венецианская публика мало ценит его. Возможно, это одна из причин, по которой Вивальди решился на свое последнее путешествие в 1740 году (почву для которого, возможно, подготовили визиты Анны Жиро в Грац в 1739 и 1740 годах, чтобы спеть в операх, поставленных труппой Анджело Минготти). 29 апреля (а не августа) 1740 года управляющие Pieta, узнав о его скором отъезде, отклонили ходатайство о покупке у него "определенной части концертов"; однако, должно быть, они уступили, поскольку 12 мая ему заплатили за 20 концертов. По-видимому, уход Вивальди был связан с намеченной постановкой одной или нескольких опер в венском Кернтнертортеатре. Смерть Карла VI в октябре 1740 года и последовавшее за этим закрытие всех венских театров на время следующего карнавала, должно быть, расстроили этот план, но Вивальди, возможно, слишком больной или слишком бедный, чтобы вернуться в Венецию, остался в городе. 28 июня 1741 года он подписал квитанцию о продаже нескольких концертов графу Антонио Винчигерра ди Коллальто. 27 или 28 июля он скончался в доме, принадлежавшем вдове венского шорника по фамилии Уоллер, и в последний день был похоронен как нищий на больничном кладбище (Spettaler Gottesacker), что подтверждает утверждение в современной венецианской книге почета (Memoriali Gradenigo), в которой отмечается, что Вивальди, который был когда-то он зарабатывал 50 000 дукатов (предположительно, ежегодно) и умер в нищете из-за своей расточительности. Анна Жиро, сопровождавшая его, вернулась в Венецию и продолжила свою карьеру; его опера "Оракул в Мессении" была поставлена посмертно в Кернтнертортеатре в 1742 году.

Ноты сочинений Вивальди Вивальди на сайте библиотеки IMSLP