Винчи, Леонардо
1696 - 1730
Назад
Леонардо Винчи (Leonardo Vinci) - Итальянский композитор
Родился в 1696 году, Стронголи, Калабрия - умер 27 или 28 мая 1730 года, Неаполь.
Его музыка оказала непосредственное влияние на многих композиторов следующего поколения, в частности на Перголези и Хассе, а также оказала влияние на композиторов старшего поколения, таких как Вивальди и Гендель, в поздних произведениях которых присутствуют элементы стиля Винчи и его коллег.
Обычно указывается год рождения - 1690-й - на основании записи о смерти церкви Святой Марии делла Неве в Неаполе, в которой указано, что в 1730 году Винчи было 40 лет. Однако в другом отчете о смерти, в котором говорится о смерти Джованни Маджоре, ему указано "около 34 лет", а год его рождения - около 1696 года. Это подтверждает предположение Дента о возрасте композитора и, по-видимому, более точно соответствует последующим событиям в его жизни. Винчи поступил в Консерваторию веры Иисуса Христа в Неаполе 14 ноября 1708 года в качестве "конвитторе", платя 36 дукатов в год, но через три года от этой платы отказались; очевидно, к тому времени он уже зарабатывал на жизнь в качестве "мастричелло", или преподавателя-студента. В консерватории он изучал композицию у Гаэтано Греко. После десяти лет учебы он ушел и некоторое время служил маэстро ди капелла у принца Сансеверо. Оперный дебют Винчи состоялся 19 апреля 1719 года в театре Фиорентини в Неаполе с музыкальной комедией "Чекато фаузо", которая получила восторженную рецензию в "Аввизи ди Неаполь". Сразу же, в июле, последовала его вторая опера, и в течение следующих трех лет он фактически был домашним композитором в театре Фиорентини; только в 1760-х годах, в Пиччинни, другой композитор смог бы в такой же степени доминировать на комической сцене Неаполя. Первые оперы Винчи были по типу "музыкальной комедии", полнометражных комических опер с текстами преимущественно на неаполитанском диалекте. Его лирическая галерея "Карнавал" 1722 года - самая ранняя из сохранившихся партитур неаполитанской комедии. Свою первую серьезную оперу "Публий Корнелио Сципионе" Винчи поставил в театре Святого Бартоломео в Неаполе 4 ноября 1722 года; она имела такой успех, что после постановки "Ло лабборинто" во время карнавала он обратился главным образом к музыкальной драме. Это был не только более престижный, но и более космополитичный жанр, диалект, ограничивающий комедию Неаполем. Лишь однажды, на открытии Театра делла Пасе в Неаполе в мае 1724 года, он вернулся к жанру комедии (хотя большинство его музыкальных драм для Неаполя содержат комические интермеццо). В 1724 году Винчи получил свой первый заказ за пределами Неаполя, поставив "Фарначе" Луккини для театра Богоматери в Риме. По словам Берни, "успех этой драмы был настолько велик, что [Винчи] было предложено ставить по крайней мере одну оперу в год вплоть до 1730 года, когда он сочинил две". Римские театры были закрыты на Святой год в 1725 году, но в том же году Винчи написал две новые оперы для театра Джованни Гризостомо в Венеции; их успех, вероятно, привел к тому, что весной в Парме был заказан проект новой оперы с участием того же композитора и главных действующих лиц. Пик творческой активности Винчи пришелся на зиму 1725-1726 годов, когда были поставлены три новые оперы: "Астианатта" в Неаполе в декабре, "Дидона аббандоната" в Риме в январе и "Сирота из Персии" в Венеции в феврале. Последние два были первыми из серии успешных совместных работ Винчи и Метастазио. Винчи создал все ранние либретто Метастазио, кроме одного, и, за исключением "Дидоны", это были первые постановки. Альгаротти назвал это сотрудничество идеальным, призвав композиторов "поддерживать такую же зависимость и дружеские отношения, какие существовали между Люлли и Квино, Винчи и Метастазио". Успех Винчи, похоже, был оспорен его старшим коллегой Порпорой. Постановки опер этими двумя людьми в Венеции и Риме подпитывали соперничество, которое, по словам Берни, зародилось еще в их юности. После смерти Алессандро Скарлатти в октябре 1725 года Винчи был назначен проректором королевской капеллы в Неаполе. Теперь его деятельность практически ограничивалась Неаполем и Римом, но в 1728 году он взял на себя дополнительные обязательства: весной он сотрудничал с К.И. Фругони в постановке оперы "Медо" и конноспортивного балета "Свадьба герцога Пармского"; летом он исполнял обязанности маэстро в своей бывшей консерватории, где Перголези был в числе его учеников; а осенью он стал братом-мирянином в конгрегации Розария в монастыре Святой Катерины-а-Формьелло, где он также исполнял обязанности маэстро капеллы. Большинство из немногих духовных произведений Винчи были написаны и исполнены в церкви Святой Катерины-а-Формьелло. В сезоне 1729/30 годов Винчи был одним из импресарио театра Богоматери, а также его главным композитором. В этом качестве он сотрудничал с Метастазио над тремя крупными произведениями: "Серенадой принцессы Нуми", которая была исполнена во дворце посла Франции в Риме 26 ноября в честь дня рождения дофина, и операми "Алессандро Неллинди" и "Артасерз" в театре Дам в январе следующего года, а также над другими произведениями. Февраль. В том же сезоне Порпора представил две оперы в театре Капраника в Риме; согласно Марпургу, Винчи, опасаясь вызова Порпоры, прибегнул к саботажу в попытке сокрушить своего соперника. Вряд ли в махинациях Винчи была необходимость, поскольку обе его оперы стали знаменитыми образцами музыкальной драмы. По словам Де Бросса, итальянцы "не хотели видеть снова ни одно произведение... которое они уже видели в прошлом году, если только это не какая-нибудь превосходная опера Винчи". Винчи не дожил до того, чтобы насладиться своим успехом. Он умер в Неаполе на фоне слухов о том, что его отравили из-за незаконной любовной связи.
Ноты сочинений Леонардо Винчи на сайте библиотеки IMSLP