Аурисиккио, Антонио
1710 - 1781

Назад

Антонио Аурисиккио (Antonio Aurisicchio) - Итальянский композитор

Родился в 1710 году, Неаполь - умер 3/4 сентября 1781 года, Рим. 

По словам Джаз-готто, он учился в Риме и зарабатывал на жизнь игрой на органе в различных римских церквях. Затем, как и многие южноитальянские композиторы его поколения, он дебютировал на профессиональном поприще в Неаполе с комической оперой в Театре Фиорентини в 1734 году. Судя по его оперным постановкам, в начале 1740–х годов он снова вернулся в Рим, где в либретто его произведений его называют "маэстро ди капелла наполетано" - обычное почетное обращение, которое может приниматься за чистую монету, а может и не приниматься. В 1747 году он стал членом Музыкальной конгрегации Сесилии, к которой принадлежали все профессиональные римские музыканты. К 1751 году он работал ассистентом Франческо Чампи, маэстро капеллы Джакомо дельи Спаньоли, а после смерти Чампи сменил его на посту главного режиссера 30 ноября 1756 года, и занимал эту должность по меньшей мере до 1766 года. В либретто 1754 года Аурисиккио назван "Виртуозом камеры" кардинала Доменико Орсини д'Арагона. 28 ноября 1776 года он был назначен маэстро капеллы Музыкальной конгрегации Святой Чечилии и оставался на этом важном посту до 15 апреля 1779 года. Смерть Аурисиккио в сентябре 1781 года вызвала достаточный общественный интерес, чтобы о его отпевании в церкви Санта-Мария-ин-Виа сообщили римские газеты. Легенда о том, что Аурисиккио умер молодым, о которой сообщали более ранние историки, по-видимому, была основана Берни, который, побывав в Риме в 1770 году, должен был знать об этом лучше. Намек на личность Аурисиккио можно найти в рассказе Просперо Мармироли, написанном падре Джованни Баттиста Мартини в 1755 году, о светской встрече в Риме, на которой Аурисиккио хвастался похвалами, которые он получил от Мартини за свои работы; Мармироли назвал его лжецом и дураком ("Великая бирбо"). Однако следует помнить, что Мартини и ранее считал музыку Аурисиккио достойной серьезного технического рассмотрения, о чем свидетельствует письмо другого римского корреспондента, Джироламо Чити, от 12 августа 1747 года. Был ли Аурисиккио хвастуном или нет, он был способен на великодушие: в 1778 году он тепло и успешно рекомендовал молодого композитора Джузеппе Педоту – по–видимому, не одного из своих учеников - на должность маэстро капеллы в кафедральном соборе в Орвието. И Гретри, получивший образование в Риме в 1760 году, и Берни, побывавший там десять лет спустя, выразили восхищение творчеством Аурисиккио и подтвердили его популярность у римской музыкальной публики. Репутация Аурисиккио теперь, как и в его время, должна основываться на его церковной музыке. Хотя он, очевидно, не брезговал быстрым заработком, который приносили случайные заказы на оперу, следует отметить, что многие из этих заказов были связаны с оперной халтурой: интермеццо (или "фарсеттой", как их стали называть в Риме, где этот жанр сохранял свою жизнеспособность на протяжении долгого времени после выхода из моды в других частях Италии, преобразованный по стилю и форме в миниатюрную оперную постановку) или для переработки произведений других композиторов. Хотя ария Аурисиккио вызвала такое восхищение, что была включена в "Пастиччо Аттало" для лондонской постановки в 1758 году (и впоследствии напечатана Джоном Уолшем в его издании "Любимые песни"), это была, по словам Берни, его "единственная ария, которая когда-либо исполнялась на нашей сцене". Опять же, по словам Берни, Аурисиккиоо занимал столь высокое положение среди римских композиторов для церкви, что "на любом фестивале, где бы он ни был маэстро ди Капелла и где бы он ни сочинил мессу, обязательно собирается очень много народу’. По мнению Дзино, Аурисиккио наиболее выразительно продемонстрировал свои таланты в масштабных полифонических духовных произведениях, где искусные фуги контрастируют с фрагментами в стиле изысканных соло. В остальном его арийный и инструментальный стили характерны для того периода, демонстрируя простые, но привлекательные мелодические поверхности поверх, по сути, доминирующей в тонике гармонической основы.

Ноты сочинений Антонио Аурисиккио на сайте библиотеки IMSLP