Аурисиккио, Антонио
1710 - 1781

Назад

Aurisicchio, Antonio

  • Дата рождения: около 1710 года
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 3/4 сентября 1781 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Антонио Аурисиккио был итальянским композитором. По словам Ремо Джадзотто, он учился в Риме и зарабатывал на жизнь, играя на органе в различных римских церквях. Затем, как и многие композиторы Южной Италии его поколения, он дебютировал в Неаполе с комической оперой в театре Фьорентини в 1734 году. Судя по его оперному творчеству, к началу 1740-х годов он снова вернулся в Рим, где в либретто его произведений его называют "неаполитанским капельмейстером" — обычное почетное звание, которое можно понимать буквально, а можно и нет. В 1747 году он стал членом Конгрегации музыкантов Святой Цецилии, к которой принадлежали все профессиональные римские музыканты. К 1751 году он работал помощником Франческо Чиампи, капельмейстера церкви Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли, и после смерти Чиампи сменил его на посту главного руководителя 30 ноября 1756 года, оставаясь на этой должности по крайней мере до 1766 года.

В либретто 1754 года Аурисиккио назван "Камерным виртуозом" кардинала Доменико Орсини д'Арагона. 28 ноября 1776 года он был назначен капельмейстером Конгрегации музыкантов Святой Цецилии, оставаясь на этой важной должности до 15 апреля 1779 года. Смерть Аурисиккио в сентябре 1781 года вызвала достаточный общественный интерес, чтобы его заупокойная служба в церкви Санта-Мария-ин-Виа была упомянута в римских новостных изданиях. Легенда о том, что Аурисиккио умер молодым, о которой сообщали более ранние историки, похоже, была начата Чарльзом Берни, который, посетив Рим в 1770 году, должен был знать лучше.

Намек на личность Аурисиккио можно найти в сообщении, написанном Просперо Мармироли отцу Джованни Баттисте Мартини в 1755 году, о светском собрании в Риме, на котором Аурисиккио хвастался похвалой от Мартини за свои собственные произведения; Мармироли отозвался о нем как о плуте и глупце. Однако следует помнить, что Мартини действительно находил музыку Аурисиккио заслуживающей серьезного технического рассмотрения, как показывает письмо от 12 августа 1747 года от другого римского корреспондента, Джироламо Кити. Был ли Аурисиккио хвастуном или нет, он был способен на щедрость: в 1778 году он тепло и успешно порекомендовал молодого композитора Джузеппе Педоту — не своего ученика — на должность капельмейстера собора в Орвието. И Андре Гретри, после учебы в Риме в 1760 году, и Берни, после своего визита туда десять лет спустя, выражали восхищение работой Аурисиккио и свидетельствовали о его популярности у римской музыкальной публики.

Творчество

Репутация Аурисиккио сегодня должна основываться, как и в его время, на его церковной музыке. Хотя он, очевидно, не пренебрегал быстрым заработком от случайного оперного заказа, следует отметить, что многие из этих заказов были своего рода оперной работой для заработка: интермецци (или "фарсетт", как их стали называть в Риме, где жанр сохранял активную жизнь долгое время после того, как вышел из моды в других частях Италии, превратившись по стилю и форме в миниатюрные комические оперы) или переработка произведений других композиторов. Хотя ария Аурисиккио была достаточно популярна, чтобы быть включенной в пастиччо "Аттал" для Лондона в 1758 году (и впоследствии изданной Джоном Уолшем в его сборнике "Любимые песни"), это была, по словам Берни, его "единственная ария, когда-либо спетая на нашей сцене". Снова по словам Берни, так высоко Аурисиккио ценился среди римских церковных композиторов, что "во время любого праздника, где бы он ни был капельмейстером и сочинил мессу, там обязательно собиралась очень большая толпа".

По мнению Джузеппе Дзиино, Аурисиккио наиболее впечатляюще демонстрировал свои таланты в крупномасштабных полифонических духовных произведениях, где искусные фуги контрастируют с разделами в сильно орнаментированном сольном стиле. В остальном его арии и инструментальные стили характерны для того периода, демонстрируя просто построенные, но привлекательные мелодические линии поверх, по сути, тонико-доминантовых гармонических основ.

Произведения

Духовная музыка

  • Сохранившаяся церковная музыка включает:
  • 2 мессы,
  • 3 короткие мессы (Господи, помилуй, Слава),
  • несколько частей мессы;
  • не менее 26 мотетов;
  • 3 Лекции для разных дней;
  • Величание; кантаты, включая:
  • "Смерть Иисуса" ("La morte di Giesù"),
  • "Уже слышу, как ужасные глотки дрожат" ("Già sento fremere le fauci orribili"),
  • "Так это правда" ("Dunque fia vera");
  • Тебя, Бога, хвалим; "Сказал Господь" ("Dixit Dominus"),
  • 5 обработок; "Блажен муж" ("Beatus vir"),
  • 4 обработки;
  • духовные песни, гимны, псалмы,
  • различные литургические пьесы; "Плач пророка Иеремии" ("Oratio Jeremie prophete"); "Этюды на основе хорала торжественного Благословим" ("Studi sopra il canto fermo del Benedicamus solenne").

Сценические произведения

  • "Кто чужим одевается, тот быстро разденется" ("Chi dell'altrui si veste presto si spoglia"), комедия (1734)
  • "Разочарованный обман" ("L'inganno deluso"), интермеццо (1743)
  • "Утешенный чичисбей" ("Il cicisbeo consolato"), фарс (1748)
  • "Кто сеет ветер, пожинает бурю" ("Chi la fà l'aspetta"), интермеццо (1752)
  • "Андромаха" ("Andromaca"), опера-серия (1753)
  • "Евмен" ("Eumene"), опера-серия (1754)
  • "Брак по обычаю" ("Lo sposalizio all'usanza"), фарс (1757)
  • Арии в операх "Покинутая Дидона" ("Didone abbandonata") (1745); "Александр в Индии" ("Alessandro dell'Indie")

Прочие сочинения

  • "Драматическое сочинение … для прославления августейших имен … Франциска Первого … и Марии Терезии" ("Componimento drammatico … per solennizare gli augustissimi nomi … di Francesco I … e di Maria Teresa") (1747)
  • Три других драматических сочинения (Рим, 1747; Рим, 1760; Флоренция, 1762)
  • "Освобожденная Юдифь" ("Betulia liberata"), оратория (Рим, 1756)
  • "Неистовый Камилл" ("Il furo Camillo"), кантата (Рим, 1760)
  • "Умиротворенная Юнона" ("Giunone placata"), драматическое сочинение (к браку Филиппо Бернуальдо Орсини и Терезы Караччоло) (Рим, 1762)
  • "Эсфирь" ("Ester"), оратория
  • Симфония в 3 частях
  • Многочисленные отдельные арии

Ноты сочинений Антонио Аурисиккио на сайте библиотеки IMSLP