Гульельми, Пьетро Алессандро
1728 - 1804
Назад
Guglielmi, Pietro Alessandro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Алессандро Гульельми был итальянским композитором, одной из самых значительных фигур в опере конца XVIII века. Он родился в семье музыкантов, чьи музыкальные связи с Массой простирались с XVI по XIX века. Его отец, Якопо Гульельми, научил его игре на фаготе и альте, на которых он позже играл в театральном оркестре своего отца. Он также учился игре на клавишных у своего брата, Доменико Абате (1713-1790), который с 1744 по 1787 год был органистом и руководителем капеллы кафедрального собора в Массe.
В раннем возрасте он привлек внимание герцога Масса (Альдерано Сибо), а позже его вдовы Рикарды Гонзага, чье покровительство позволило Гульельми поступить в консерваторию Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе (согласно Джервазони, в 1746 году). Во время учебы в консерватории он стал учеником Франческо Дуранте и к 1750 году уже занимал должность первого учителя; вероятно, он ушел оттуда в 1754 году.
Самой ранней известной оперой Гульельми была диалектная комедия "Лентяй-утешитель", поставленная зимой 1757 года в Театре Фиорентини. До 1763 года, когда он получил свой первый заказ на оперу-сериа от театра Арджентина в Риме, он жил в основном в Неаполе, ежегодно сочиняя несколько комических опер для тамошних и римских театров.
Осенью 1767 года он отправился в Лондон, чтобы занять должность композитора и музыкального руководителя Королевского театра, где дебютировал 27 октября, дирижируя пастиччо "Тигран". Он покинул Лондон в 1772 году и в течение следующих четырех лет ставил новые оперы в Венеции, Риме, Турине и Милане. К осени 1776 года он вернулся в Неаполь, где оставался до 1793 года, почти каждый год сочиняя от двух до пяти опер, как серьезных, так и комических.
3 марта 1793 года он сменил Борони на посту руководителя капеллы в соборе Святого Петра в Риме, а в июле 1797 года также приступил к исполнению этих обязанностей в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Хотя большая часть его церковной музыки относится к этому позднему периоду, он продолжал писать для театров вплоть до года, предшествовавшего его смерти.
Гульельми был одной из самых значительных фигур в опере конца XVIII века. Его творческое наследие включает более 100 опер, как серьезных, так и комических, а также духовную музыку. Его опера "Спасение Федры" пользовалась особой популярностью в России под названием "Роберт и Каллисто". Он работал в различных музыкальных центрах Италии, а также в Лондоне, и его произведения ставились по всей Европе.
Оперы
Духовная музыка
Ноты сочинений Пьетро Алессандро Гульельми на сайте библиотеки IMSLP