Джардини, Феличе
1716 - 1796
Назад
Феличе Джардини (Felice Giardini) - Итальянский скрипач и композитор французского происхождения
Родился 12 апреля 1716 года, Турин - умер 28 мая/8 июня 1796 года, Москва.
У него рано проявился талант к игре на скрипке, но отец отправил его в Милан в качестве хориста кафедрального собора изучать пение, композицию и игру на клавесине у Паладини. Он вернулся в Турин, чтобы учиться игре на скрипке у Дж.Б. (не Лоренцо) Сомиса, и еще в юности присоединился к оперному оркестру в Риме. Вскоре после этого он перешел в театр Сан-Карло в Неаполе и быстро продвинулся от задних парт до должности заместителя руководителя. Именно здесь, вероятно, 30 мая 1747 года при возрождении "Эвмена" или 4 ноября 1748 года при возрождении "Эцио", Джоммелли излечил его от чрезмерной любви к импровизированному оформлению спектаклей, как он позже сообщил Берни: Однажды вечером, во время оперы, Джомелли, который написал ее, пришел в оркестр и сел рядом со мной, я решил передать маэстро ди Капелла свой вкус и исполнение; и в симфонии следующей песни, которая была написана в патетическом стиле, я дал свободный для моих пальцев и фантазии; за что я был вознагражден композитором сильной пощечиной; которая … это был лучший урок, который я когда-либо получал от великого мастера в своей жизни. Вскоре после этого инцидента Джардини занялся сольной игрой на скрипке (позже он говорил, что бросил клавесин после того, как услышал игру мадам де Сен-Мор, ученицы Рамо) и покинул Италию, чтобы начать концертное турне по Европе. После большого успеха в Берлине он приехал в Англию через Францию, где 27 апреля 1751 года впервые выступил на публике на благотворительном вечере в честь стареющего Куццони. Восторженный прием, усиленный поддержкой таких аристократов, как миссис Фокс Лейн (леди Бингли), вскоре познакомил его с английской публикой. В сезоне 1751/1752 годов Джардини провел большую серию концертов по абонементу в "Грейт Рум" на Дин-стрит, а в 1753 и 1755 годах организовал здесь еще несколько серий. Также в 1752 году он выступил на концерте в поддержку больницы Лок, с которой ему предстояло работать до 1780 года в качестве организатора концертов, композитора и губернатора. Примерно в 1753-1754 годах он женился на певице Марии Вестрис, но этот брак, по-видимому, был недолгим. В 1754 году он возглавил оркестр итальянской оперы Королевского театра и возродил его, положив начало "новой дисциплине и новому стилю игры’ (Берни). Он сохранял связь с оперой в течение 30 лет, иногда в качестве руководителя, но также, хотя и менее успешно, в качестве импресарио в сезонах 1756-7 и 1763-4. Несмотря на появление серьезного соперника в лице Вильгельма Кремера, дебютировавшего в Лондоне в 1773 году, и более позднюю конкуренцию со стороны Salomon, Джардини сохранил свои позиции игрока; Берни назвал его "величайшим исполнителем в Европе’. Он принимал участие в концертах Баха-Абеля (иногда играя на альте), а также выступал в провинции, возглавляя оркестр на фестивале трех хоров с 1770 по 1776 год. Он пользовался большим спросом как педагог и устраивал важные утренние концерты для своих учеников по игре на скрипке, пению и клавесине у себя дома. К 1767 году он был назначен учителем музыки герцога Глостерского и герцога Камберлендского, а в 1782 году занял ту же должность в заведении принца Уэльского. С 1774 по 1779 год он часто руководил оркестром на концертах в Пантеоне на Оксфорд-стрит, а в сезонах 1776-1777 и 1782-1783 годов снова был дирижером в Королевском театре. Он был управляющим больницы для подкидышей, какое-то время устраивал ежегодные благотворительные концерты и даже вместе с Берни планировал открыть там музыкальную академию. Несмотря на эти занятия, он, по-видимому, стал озлобленным и сварливым, "мало о ком хорошо отзывался" (даже о Гайдне во время своего первого визита в Лондон) и в конце концов уехал из Англии в Италию в 1784 году. Там он жил в Неаполе в доме сэра Уильяма Гамильтона, который был одним из его первых учеников по игре на скрипке в Лондоне. В 1790 году Джардини попытался вернуться на английскую оперную сцену, руководя оркестром за клавесином в театре Хеймаркет (Королевский театр сгорел годом ранее). Попытка оказалась неудачной, отчасти из-за плохого отношения к его протеже, сопрано Марианне Лауренти. После прощального выступления в Ранелаг-Гарденс 22 мая 1792 года он, по-видимому, отправился в Санкт-Петербург: несомненно, к 1796 году он был в Москве, где и умер в большой бедности. Вклад Джардини в создание опер пастиччо весьма разнообразен; в основном это были его собственные произведения: "Росмира", "Вднх и Лавиния" и "Пастор". В 1763 году он сотрудничал с Чарльзом Эвисоном над английской ораторией "Руфь", которая была исполнена в часовне больницы Лок; окончательная версия, полностью поставленная Джардини и исполненная в часовне пять лет спустя, стала одним из самых популярных его произведений. Среди его многочисленных опубликованных инструментальных произведений наиболее оригинальными являются ранние образцы. В своем Втором квинтете, соч.11 (1767) он вместе с Томмазо Джордани использовал новую технику клавишного квинтета, а его Вторая соната о чембало для скрипки и флейтиста, соч.3 (1751), являются самыми ранними примерами сонаты с аккомпанементом в Англии. Ньюман отметил, что они "замечательны тем, что обеспечивают недостающее звено между соло/басом и настоящими дуэтами’. Хотя традиция уже давно (и ошибочно) связывает Джардини с мелодией русской песни "Боже, царя храни" (авторства Львова), в сборниках английских гимнов он до сих пор фигурирует под названием "Москва".
Ноты сочинений Феличе Джардини на сайте библиотеки IMSLP