Джардини, Феличе
1716 - 1796
Назад
Giardini, Felice
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Феличе Джардини был итальянским скрипачом и композитором французского происхождения. Он рано проявил талант к скрипке, но его отец отправил его в Милан певчим в собор и для изучения пения, композиции и клавесина у Паладини. Он вернулся в Турин, чтобы изучать скрипку у Дж.Б. Сомиса, и еще в юности присоединился к оперному оркестру в Риме. Вскоре после этого он перешел в театр Сан-Карло в Неаполе и быстро продвинулся с задних пультов до должности заместителя концертмейстера. Именно здесь, вероятно, 30 мая 1747 года на возобновлении "Евмена" или 4 ноября 1748 года на возобновлении "Эция", Йоммелли вылечил его от чрезмерной любви к импровизационным украшениям в исполнении, как он позже сообщил Берни:
"Однажды ночью во время оперы Йоммелли, который ее сочинил, вошел в оркестр и, усевшись рядом со мной, я решил дать маэстро ди капелла почувствовать мой вкус и исполнение; и в симфонии следующей песни, которая была в патетическом стиле, я дал волю своим пальцам и фантазии; за что был вознагражден композитором сильной пощечиной по лицу; которая... была лучшим уроком, который я когда-либо получал от великого мастера в моей жизни".
Вскоре после этого инцидента Джардини посвятил себя карьере солиста-скрипача (сказав позже, что он оставил клавесин после того, как услышал игру мадам де Сен-Мор, ученицы Рамо), и он покинул Италию, чтобы начать концертный тур по Европе. После большого успеха в Берлине он прибыл в Англию через Францию, впервые выступив публично на благотворительном концерте для престарелой Куччони 27 апреля 1751 года. Восторженный прием, усиленный поддержкой таких аристократов, как миссис Фокс Лейн (леди Бингли), вскоре утвердил его у английской публики.
В сезоне 1751–1752 годов Джардини руководил крупной серией абонементных концертов в "Большом зале" на Дин-стрит, и он продвигал дальнейшие серии здесь же в 1753 и 1755 годах. Также в 1752 году он выступил на концерте в помощь "Локковой больницы", с которой ему предстояло быть связанным до 1780 года в качестве организатора концертов, композитора и управляющего. Около 1753–1754 годов он женился на певице Марии Вестрис, но брак, по-видимому, был недолгим. В 1754 году он взял на себя руководство и возродил оркестр Итальянской оперы в "Королевском театре", инициировав «новую дисциплину и новый стиль игры» (Бёрни). Он сохранял связь с Оперой в течение 30 лет, иногда в качестве лидера, но также, и менее успешно, в качестве импресарио в сезонах 1756–1757 и 1763–1764 годов.
Несмотря на появление серьёзного соперника в лице Вильгельма Креймера, который дебютировал в Лондоне в 1773 году, и последующую конкуренцию со стороны Саломона, Джардини сохранил своё положение как исполнитель; Бёрни называл его "величайшим исполнителем в Европе". Он принимал участие в концертах Баха-Абеля (иногда играя на альте), а также выступал в провинции, взяв на себя руководство оркестром для "Фестиваля трёх хоров" с 1770 по 1776 год. Он был очень востребован как учитель и проводил важные утренние концерты для своих учеников по скрипке, пению и клавесину в своем доме. К 1767 году он был назначен учителем музыки герцога Глостерского и герцога Камберлендского; и в 1782 году он взял на себя ту же должность в учреждении принца Уэльского. С 1774 по 1779 год он часто руководил оркестром на концертах в "Пантеоне" на Оксфорд-стрит, а в сезонах 1776–1777 и 1782–1783 годов снова был лидером в "Королевском театре". Он был управляющим "Воспитательного госпиталя", какое-то время руководил ежегодными благотворительными концертами и даже планировал вместе с Бёрни создание там музыкальной академии. Несмотря на эту деятельность, он, по-видимому, стал озлобленным и сварливым, «хорошо отзывался о немногих» (даже о Гайдне во время его первого визита в Лондон), и в конечном итоге покинул Англию и уехал в Италию в 1784 году. Там он жил в Неаполе в доме сэра Уильяма Гамильтона, который был одним из его первых учеников по скрипке в Лондоне.
В 1790 году Джардини попытался вернуться на английскую оперную сцену, руководя оркестром за клавесином в "Хеймаркет-театре" ("Королевский театр" сгорел годом ранее). Попытка оказалась неудачной, отчасти из-за плохого приема его протеже, сопрано Марианны Лауренти. После прощального выступления в "Ранэлах-Гарденс" 22 мая 1792 года он, по-видимому, отправился в Санкт-Петербург: точно известно, что к 1796 году он был в Москве, где и умер в большой бедности.
Вклад Джардини в оперы-пастиччо широко разбросан; те произведения, которые в основном были его собственной работой, — это "Росмира", "Эней и Лавиния" и "Царь-пастух". В 1763 году он сотрудничал с Чарльзом Эвисоном над английской ораторией "Руфь", которая была исполнена в капелле "Локковой больницы"; окончательная версия, полностью написанная Джардини и исполненная в капелле пять лет спустя, стала одним из его самых популярных произведений. Среди его многочисленных опубликованных инструментальных работ наибольшую оригинальность демонстрируют более ранние примеры. В своих "Шести квинтетах" соч. 11 (1767) он объединился с Томмазо Джордани в освоении нового средства — квинтета с клавишными, а его "Шесть сонат для чембало со скрипкой или поперечной флейтой" соч. 3 (1751) являются самыми ранними примерами аккомпанированной сонаты в Англии. Ньюман упомянул их как «примечательные тем, что восполняют недостающее звено между типами соло/баса и настоящего дуэта». Хотя традиция давно (и ошибочно) связывает Джардини с мелодией русского "Боже, Царя храни!" (Львова), он до сих пор представлен в английских сборниках гимнов своей мелодией "Москва".
Сборник
Сценические произведения
Все впервые исполнены в Лондоне
Музыка в операх других композиторов
Инструментальные произведения
Опубликованы в Лондоне, если не указано иное; некоторые переизданы в Париже с другими номерами опуса
Скрипка и бассо континуо
Дуэты
Трио
Квартеты
Другие сочинения
Педагогические сочинения
Рукописи
Вокальные сочинения
Ноты сочинений Феличе Джардини на сайте библиотеки IMSLP