Дуни, Эджидио
1708 - 1775

Назад

Duni, Egidio

Портрет композитора Эджидио Дуни

  • Дата рождения: крещён 11 февраля 1708 года
  • Место рождения: Матера, Базиликата
  • Дата смерти: 11 июня 1775 года
  • Место смерти: Париж

Биография

Эджидио Дуни был итальянским композитором. Он был одним из самых важных композиторов оперы-комик в третьей четверти XVIII века, способствуя созданию нового стиля в этом жанре, комедии, перемешанной с ариеттами, путём смешения итальянских элементов с традиционными французскими.

Дуни был четвёртым сыном Франческо Дуни, капельмейстера в Матере, и младшим братом Антонио Дуни. Мало что известно о его раннем обучении, которое проходило в Неаполе, хотя вероятно не у Дуранте, как предполагалось ранее. "Нерон", его первая опера, была поставлена во время весеннего сезона в Риме в 1735 году, и после сочинения произведений для Рима и Милана на карнавал 1736 года Дуни отправился в Лондон, где его "Демофонт" был исполнен в английской версии в мае 1737 года. Он поступил в Лейденский университет 22 октября 1738 года и продолжил писать дальнейшие оперы для Милана в 1739 году и для Флоренции в 1740 и 1743 годах. 16 декабря 1743 года Дуни был назначен капельмейстером церкви Святого Николая в Бари. С "Ипермнестрой" и "Узнанным Киром" (обе 1748, Генуя) он привлёк внимание герцога де Ришельё и Филиппа, герцога Пармского. Вскоре после этого он стал придворным капельмейстером в Парме и учителем музыки дочери герцога Изабеллы.

С "Олимпиадой" (Парма, карнавал 1755) карьера Дуни как композитора оперы-серия подошла к концу, а прибытие Гольдони в Парму в мае 1756 года привело к его сотрудничеству над последней итальянской оперой Дуни "Добрая дочка", более известной по более поздней версии Пиччинни. Французская атмосфера пармского двора обратила внимание Дуни на оперу-комик, и часто говорят, что во время своего пребывания там он написал музыку для двух либретто Фавара в этом жанре, "Искательница духа" и "Нинетта при дворе". Это весьма сомнительно в обоих случаях. Однако Жан Монне, директор Парижской Опера-Комик, сообщил в своих мемуарах, что осенью 1756 года он получил запрос из Пармы на французское либретто для Дуни, который желал написать оперу для Парижа. Результатом, после колебаний со стороны Монне, стала "Влюблённый в свою модель художник" Луи Ансомa, для первой постановки которой 26 июля 1757 года Дуни отправился в Париж. Это был блестящий успех и опроверг утверждение Руссо о том, что французский язык непригоден для музыки: со своим смешением напевов водевиля и естественной французской выразительной декламации в рамках итальянской музыкальной идиомы, "Художник" служил в течение нескольких лет образцовой оперой-комик.

Уволенный с пенсией со своей должности в Парме, Дуни поселился в Париже, женился и в течение 1758-1760 годов укрепил свою репутацию несколькими успешными операми-комик. В 1761 году он был назначен музыкальным директором "Комеди-Итальенн", но, по иронии судьбы, ряд его новых работ для этого театра не был хорошо принят. В августе 1761 года он с возмущением ответил в "Меркюр де Франс" на враждебную критику своей "Доброй девушки", а частное письмо от января 1762 года, опубликованное Тьерсо, показывает, что он в это время также конфликтовал с Фаваром. Однако его сотрудничество с Ансомом - "Мазет" (1761), "Ополченец" (1762) и "Два охотника и молочница" (1763), необычно драматичная "Школа молодости" (1765) и "Колокольчик" (1766) - были чрезвычайно успешными. Эти работы, а также два амбициозных сотрудничества с Фаваром, "Фея Уржель" (1765) и "Жнецы" (1768), были опубликованы в Париже и адаптированы, переведены и имитированы по всей Европе. Они держались на сцене во Франции почти до конца века.

В течение 18 месяцев между премьерой "Колокольчика" в июле 1766 года и премьерой "Жнецов" в январе 1768 года Дуни, по-видимому, совершил поездку в Италию. По возвращении в Париж он столкнулся с суровым и несправедливым предложением Гримма о том, что он "сделал бы хорошо, если бы бросил сочинение, поскольку его поездка в Италию не освежила его голову". Несмотря на аналогичную, но более мягкую критику, следующая работа Дуни "Сабо" (1768) - первое из двух сотрудничеств с Седеном - имела скромный успех, и 26 ноября 1768 года как он, так и Фавар получили пенсии от "Комеди-Итальенн". После "Темиры" (1770) он ушёл на покой, продолжая преподавать и время от времени судить музыкальные конкурсы.

Сын Дуни, Жан Пьер (родился в Париже 21 сентября 1759 года), был композитором набора из трёх клавишных сонат со скрипичным сопровождением (Париж, 1778).

Творчество

Разрозненные и плохо каталогизированные источники затрудняют всесторонний обзор итальянской карьеры Дуни. Произведения, для которых сохранилась большая часть музыки - "Нерон", "Катон в Утике", "Узнанный Иосиф" и "Олимпиада", а также существенные фрагменты из "Демофонта" и "Ипермнестры", раскрывают композитора, который, всегда уважая установленные формальные и гармонические условности своего времени, тем не менее достигал эффективной драматической характеристики благодаря благодарным вокальным фразам значительного разнообразия. Многие из его неоперных сочинений - различные религиозные и инструментальные произведения - также датируются этим этапом его карьеры.

Однако главное значение Дуни заключается в его решающей роли в период становления комедии, перемешанной с ариеттами. Ему повезло сотрудничать с такими ведущими либреттистами, как Фавар, Ансом и, ближе к концу его карьеры, Седен. Это, несомненно, помогло ему усвоить различные течения французской музыкальной среды и, особенно, его чуткость к требованиям естественной и выразительной французской музыкальной декламации, за которую он заслужил тёплую похвалу Дидро в "Племяннике Рамо".

Ранние комедии Дуни постепенно устраняли водевили, которые составляли основу большей части предыдущих сочинений в этом жанре, и последовательно работали над достижением цели оперы-комик, полностью основанной на оригинальной музыке, путём сочетания итальянизированных ариетт, ансамблей и речитативов с другими более характерными французскими элементами - куплетами, разговорными диалогами и дивертисментами. Обращение Дуни с вокальным ансамблем было особенно новаторским и наиболее очевидным в его сотрудничестве с Ансомом, который специализировался на построении сложных согласованных текстов для нескольких персонажей. "Остров безумцев" (1760) содержит первый известный секстет в опере-комик, а "Школа молодости" (1765) не имеет прецедентов, включая один секстет и два септета. Кроме того, Дуни и его либреттисты всё чаще использовали ансамбль для развития драматической интриги, и два исключительных эксперимента в этом отношении найдены в "Плохо охраняемой дочери" (1758) и "Острове безумцев", где единое согласованное движение охватывает последовательные сцены и вводит новых персонажей. Последняя работа, наряду с "Два охотника", "Свидание" (обе 1763) и "Фея Уржель", также раскрывает изобретательные оркестровые детали (несмотря на небольшой доступный оркестр), и это делает критику инструментального письма Дуни несколько несправедливой. Драматическая характеристика особенно эффективна в "Мазете", где главный герой должен притворяться, что потерял дар речи; есть другие прекрасные моменты в "Двух охотниках" и "Колокольчике", которые усилены свободным использованием сценических указаний для поощрения более реалистичного стиля актёрской игры.

Произведения Дуни наряду с сочинениями Глюка и Ларюетта представляют собой самые ранние и лучшие образцы нового типа оперы-комик. Они дали парижской публике середины XVIII века повторяющееся воздействие того, чего она хотела: французской музыки с итальянским духом, обычно в восхитительных пасторальных декорациях, тронутых сентиментальностью. В конечном счёте, однако, Дуни не смог идти в ногу с жанром, который он помог создать, и его обогнали в популярности такие композиторы, как Монсиньи и Филидор. Первоначальное восхищение Гримма им как основателем новой музыкально-драматической традиции во Франции постепенно уступило место критике его устаревшего стиля: «наш добрый отец Дуни уже не молод; ему начинает не хватать идей». Симптоматичным для этих ограничений (особенно его недостатка гармонической оригинальности) был отказ Дуни в начале 1763 года предпринять коррекцию в Париже «Орфея и Эвридики» Глюка, в котором он видел мало кроме ошибок копирования и пассажей шокирующей резкости. Он знал свои собственные способности и чувствовал потребности своей аудитории в замечательной степени: его успех, следовательно, был велик, но умер вместе с обществом, которое его взрастило.

Произведения

Оперы-серия

  • "Нерон" ("Nerone")
  • "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria")
  • "Тирания поверженная" ("La tirannide debellata")
  • "Демофонт, царь Фракии" ("Demophontes, King of Thrace")
  • "Покинутая Дидона" ("La Didone abbandonata")
  • "Катон в Утике" ("Catone in Utica")
  • "Баязет, или Тамерлан" ("Baiazette, o Tamerlano")
  • "Артаксеркс" ("Artaserse")
  • "Ипермнестра" ("Ipermestra")
  • "Узнанный Кир" ("Ciro riconosciuto")
  • "Олимпиада" ("Olimpiade")

Комические оперы

  • "Добрая дочка" ("La buona figliuola")
  • "Влюблённый в свою модель художник" ("Le peintre amoureux de son modèle")
  • "Доктор Санградо" ("Le docteur Sangrado")
  • "Плохо охраняемая дочь, или Влюблённый педант" ("La fille mal gardée, ou Le pédant amoureux")
  • "Падение мятежных ангелов" ("La chute des anges rebelles")
  • "Нина и Линдор, или Капризы сердца" ("Nina et Lindor, ou Les caprices du coeur")
  • "Нерешительная вдова" ("La veuve indécise")
  • "Лавка поэта" ("La boutique du poëte")
  • "Остров безумцев" ("L'isle des foux")
  • "Мазет" ("Mazet")
  • "Судовщица, или Процесс" ("La plaideuse, ou Le procès")
  • "Новая Италия" ("La nouvelle Italie")
  • "Ополченец" ("Le milicien")
  • "Два охотника и молочница" ("Les deux chasseurs et la laitière")
  • "Свидание" ("Le rendez-vous")
  • "Школа молодости, или Французский Барневельт" ("L'école de la jeunesse, ou Le Barnevelt françois")
  • "Фея Уржель, или То, что нравится дамам" ("La fée Urgèle, ou Ce qui plaît aux dames")
  • "Колокольчик" ("La clochette")
  • "Жнецы" ("Les moissonneurs")
  • "Сабо" ("Les sabots")
  • "Розьер из Саланси" ("La rosière de Salency")
  • "Темира" ("Thémire")

Духовные произведения

  • "Иос, царь Иудеи" ("Gios re di Giuda") [оратория]
  • "Узнанный Иосиф" ("Giuseppe riconosciuto") [оратория]
  • "Гофолия" ("Athalie") [оратория]
  • "Жертвоприношение Исаака" ("Le sacrifice d'Issac") [оратория]
  • Месса для пяти голосов и оркестра (Mass, 5vv, orch)
  • "Слава" (Kyrie-Gloria) для четырёх голосов и инструментов (Ky-Gl, 4vv, insts)
  • "Тебя, Бога, хвалим" для четырёх голосов и оркестра (TeD, 4vv, orch)
  • Литании для четырёх голосов и инструментов (Lit, 4vv, insts)
  • "Посему столь великое" для сопрано, альта, двух скрипок и органа (Tantum ergo, S, A, 2 vn, org)

Инструментальные произведения

  • Шесть трио-сонат, соч. 1 (6 trio sonatas, op.1)
  • Тридцать менуэтов и контрдансов ([30] Minuetti e contridanze)

Ноты сочинений Эджидио Дуни на сайте библиотеки IMSLP