Деcтуш, Андре Кардинал
1672 - 1749
Назад
Destouches, André Cardinal
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Андре Кардинал Дестуш был французским композитором. Его отец, Этьен Кардинал, сеньор де Туш и де Гильевиль, был богатым парижским купцом. Андре не носил отчества Дестуш до смерти своего отца в 1694 году. С 1681 по 1686 год он обучался у иезуитов на улице Сен-Жак.
Охваченный жаждой приключений, он покинул Францию в январе 1687 года вместе с отцом Гюи Тачаром, который совершал второе путешествие в Сиам. Он вернулся в июле 1688 года и четыре года спустя вступил во вторую роту королевских мушкетеров, с которой участвовал в осаде Намюра. По-видимому, он обнаружил свои музыкальные способности на лагерных привалах. Он научился играть на гитаре и сочинил несколько песен. Воодушевленный своим успехом, он уволился из армии в 1694 году, чтобы посвятить себя музыке. Андре Кампра, по-видимому, был его единственным учителем; в 1697 году он разрешил Дестушу написать три арии к его оперному балету "Галантная Европа".
Благодаря своему социальному положению Дестуш с легкостью вращался в аристократических кругах. Он был другом принца Конти и герцога Вандомского; его самым близким другом был Антуан де Гримальди, будущий принц Монако. Благодаря усилиям Гримальди, музыка Дестуша привлекла внимание Людовика Четырнадцатого. "Героическая пастораль Иссе" была впервые исполнена на концерте в Фонтенбло 7 октября 1697 года перед многочисленной аудиторией, в том числе перед королем и королевой Англии в изгнании. Она имела немедленный успех. Людовик Четырнадцатый подарил ему 200 луидоров, сказав, что "со времен Люлли ни одна музыка не доставляла ему такого удовольствия".
8 января 1713 года Людовик Четырнадцатый назначил Дестуша на недавно созданную должность генерального инспектора Королевской академии музыки. По просьбе Лаланда и благодаря влиянию регента Дестуш был назначен камерным сюринтендантом 8 февраля 1718 года. 15 января 1724 года он женился на Анне-Антуанетте де Рейнольд де ла Ферьер. 28 сентября 1727 года, после смерти Лаланда, он стал мэтром музыкальной палаты. Когда Николя де Франсин ушел в отставку с поста директора Королевской академии музыки, Дестуш занял этот важный пост 8 февраля 1728 года, но покинул его вместе с должностью генерального инспектора 1 июня 1730 года.
Начиная с 1725 года, Дестуш организовывал концерты для королевы Марии Лещинской, которая хотела, чтобы он организовал серию "Духовных концертов" по образцу популярных парижских концертов с одноименным названием. Это поставило композитора в завидное положение: он мог использовать лучшие голоса оперы для исполнения своих собственных светских и духовных произведений. В отчетах за один только 1727 год указано, что под его руководством в Версале в покоях королевы состоялось 46 концертов.
Дестуш продолжал активно заниматься музыкой даже в последние годы жизни. В 70 лет он дирижировал оркестром на балу-маскараде, который давали дочери Людовика Пятнадцатого, и руководил концертами королевы до 1745 года. Он умер в своем элегантном доме и был похоронен в крипте часовни Пресвятой Девы в церкви Святого Роша.
Начало карьеры Дестуша как оперного композитора было омрачено спорами. Его считали любителем. Неясно, какую техническую помощь он получил при сочинении "Иссе". Также возможно, что его кузен Удар де Ла Мотт представил ему либретто для "Галантной Европы", только чтобы его присвоил Кампра, для которого он также был либреттистом. Оригинальность Дестуша не следует приписывать его незнанию "правил". Сэр Джон Хокинс утверждал, что после "Иссе" композитор "взялся за изучение правил своего искусства", что лишь "сдерживало полет его гения и плохо сказывалось на его будущих произведениях". Однако сравнение первого издания "Иссе" 1697 года с радикально переработанным изданием 1708 года показывает, что с увеличением знаний выразительная сила его музыки углубилась без ущерба для спонтанности. Например, ответ оракула, вместо того чтобы продолжаться в той же тональности без перерыва, как в более ранней редакции, становится более драматичным благодаря использованию пауз и сдвигов в гармонии и фактуре.
Дестуш не был предвестником музыкального импрессионизма. Попытки представить его таковым выдают незнание других композиторов до Рамо, в музыке которых также можно найти "запрещенные" интервалы, неподготовленные диссонансы и параллельные септаккорды. Их эксперименты многое сделали для того, чтобы разорвать оковы Люлли, особенно в области гармонии и оркестрового колорита. Они помогли подготовить путь для Рамо.
Хотя ему мешали слабые либретто, Дестуш обладал тонким чувством музыкального театра. Монологи Зороастра из третьего акта "Семирамиды" с их драматическими паузами и оркестровыми интерполяциями перекликаются с "Зороастром" Рамо, написанным 30 лет спустя. Взяв за образец аккомпанированные речитативы из поздних опер Люлли, Дестуш создал высоко гибкий "певучий" тип музыкальной декламации, который включал множество развернутых пассажей в стиле ариозо. Эти речитативы иногда изобилуют "аффективными" интервалами, редкими в музыке того периода, такими как восходящие уменьшенные септимы и увеличенные октавы. Даже Гримм в своей полемике против "Омфалы" Дестуша признавал, что сцены композитора в речитативе "все еще ценятся".
Оперные техники также служили Дестушу в его кантатах. Блестящая ария "Летите, великие Боги" прерывается пронзительным речитативом на фоне хроматической нисходящей басовой линии. В "Семеле" внезапная смена тональности от ля минора к фа мажору придает драматическое звучание "Раскатам грома" и последующему речитативу.
Дестуш и его либреттисты трактовали conventional жанры своего времени оригинальным образом. "Иссе" — это пастораль, но с героическими персонажами; "Карнавал и Безумие" — один из первых примеров лирической комедии во Франции; "Стихии", опера-балет, явно является прототипом более позднего героического балета; а "Стратагемы любви" — возможно, единственный героический балет с комической интригой, хотя нас уверяют, что это "благородная комедия, имеющая характер Античности".
Сценические произведения
Вокальная музыка
Ноты сочинений Андре Кардинала Деcтуша на сайте библиотеки IMSLP