Алипранди, Бернардо
1710 - 1792

Назад

Aliprandi, Bernardo

  • Дата рождения: около 1710
  • Место рождения: возможно Милан, Италия
  • Дата смерти: около 1792
  • Место смерти: Франкфурт, Германия

Биография

Бернардо Алипранди — итальянский виолончелист и композитор, работавший за пределами Италии. Хотя ранние источники (Eitner, Rudhart) утверждали миланское происхождение, точное происхождение семьи неизвестно. Он впервые упоминается в документах Баварского двора в Мюнхене 1 октября 1731 года как камерный и придворный музыкант с годовой платой 1000 флоринов. 22 августа 1737 года он сменил G.B. Ferrandini на должности композитора камерной музыки; 11 марта 1744 года был повышен до Konzertmeister с увеличением оклада до 1200 флоринов. К 1777 году оклад снизился до 1105 флоринов, а в 1778 году он вышел на пенсию с выплатой 500 флоринов. В 1791 году жил во Франкфурте; петиция его сына Бернардо Мария от мая 1793 года свидетельствует о том, что к тому времени Алипранди уже умер.

Творчество

Алипранди писал оперы и сценическую музыку для Баварского придворного театра. Среди его работ — Mitridate («Митридат») (B. Pasqualigo, 1738) и Semiramide riconosciuta («Признанная Семирамиде») (Metastasio, 1740). Для празднеств он написал Apollo trà le muse in Parnasso («Аполлон среди муз на Парнасе») (Perozzo do Perozzi, 1737), а также две работы для Мюнхенского колледжа иезуитов: Vocatio tertia ad nuptias filii regis («Третий зов к свадьбе сына короля») (G. Arnold, 1737) и De via a caelo («О пути с неба») (Neumayr, 1738). Опера Iphigenia in Aulide («Ифигения в Авлиде») (Мюнхен, 1739), иногда приписываемая Алипранди, вероятно, принадлежит Giovanni Porta.

В сохранившихся источниках — фортепианное переложение Mitridate («Митридат») и Stabat mater («Стояла Матерь») 1749 года для сопрано, альта и камерного оркестра (D-Dl). В каталоге Мюнхенской придворной капеллы 1753 года указано 18 симфоний. По мнению Мюнстера, стиль Алипранди был консервативным и изолированным от новых итальянских оперных тенденций, хотя написание Stabat mater («Стояла Матерь») обладает эмоциональной выразительностью.

Произведения

Опера и театральная музыка

  • Mitridate («Митридат») (1738, текст B. Pasqualigo)
  • Semiramide riconosciuta («Признанная Семирамиде») (1740, текст Metastasio)
  • Apollo trà le muse in Parnasso («Аполлон среди муз на Парнасе») (1737, текст Perozzo do Perozzi)
  • Vocatio tertia ad nuptias filii regis («Третий зов к свадьбе сына короля») (1737, текст G. Arnold)
  • De via a caelo («О пути с неба») (1738, текст Neumayr)

Прочие произведения

  • Stabat mater («Стояла Матерь») (1749, для сопрано, альта и камерного оркестра)
  • 18 симфоний (по каталогу Мюнхенской Hofkapelle, 1753)