https://baroquemusic.ru/artists/nikolaus-arnonkur

Николаус
Арнонкур

Назад

Австрийский дирижер, виолончелист и скрипач, музыковед

Специализация: Виолончель, Барочная виолончель, Дирижёр

Информация об исполнителе

Родился 6 декабря 1929 года в Берлине - умер 5 марта 2016 года, Санкт-Георген-им-Аттергау. 

Он вырос в Граце, учился игре на виолончели у Пауля Груммера и Эмануэля Брабека в Венской музыкальной академии. В годы работы виолончелистом в Венском оркестре (1952-69) он заинтересовался старинной музыкой, и его исследования, наряду с экспериментами с инструментами того времени, привели к созданию в 1953 году венского музыкального центра Concentus Musicus. Ансамбль, которым в течение многих лет руководила его жена Элис (родилась в Вене 26 сентября 1930 года), был одним из первых, кто специализировался на исполнении старинной музыки на инструментах, соответствующих тому периоду. После четырехлетней подготовки они начали давать концерты, а в 1962 году сделали свою первую запись "Фантазий" Перселла для виолончелистов. За этим последовали получившие широкую известность записи Бранденбургских концертов Баха (1964) и оркестровых сюит (1966), которыми Арнонкур дирижировал, играя на виолончели, "Страсти по Иоанну" (1965), мессы си минор (1968), "Страсти по Матфею" (1970) и Рождественской оратории (1972). Крупный новаторский проект по записи всех священных кантат Баха, осуществленный совместно с Густавом Леонхардтом, был начат в 1971 году и завершен в 1990 году. Это предприятие стало важной вехой в области звукозаписи Баха, как благодаря отмене ранее принятых интерпретационных конвенций, так и благодаря почти неизменному использованию голосов мальчиков для исполнения соло сопрано. 

Другие его известные записи в стиле барокко с Concentus Musicus включают три сохранившиеся оперы Монтеверди (которыми он дирижировал в Цюрихе (1975-1999), а затем на Эдинбургском фестивале и в других местах), "Кастор и Поллукс" Рамо, ораторию Телемана "В честь героев" и его "Застольную музыку", а также музыку Бибера, Шмельцера и других композиторов. Фукс, со стилями которого Арнонкур проявляет особую близость. В последнее время Арнонкур распространил свою деятельность на классический и романтический репертуар, как с оркестром Concentus Musicus (с которым он записал яркие, в высшей степени индивидуальные исполнения симфоний и хоровых произведений Гайдна и Моцарта), так и с современными инструментальными коллективами, прежде всего с Камерным оркестром Европы, с которым он много гастролировал, и оркестр Консертгебау. Его записи с Камерным оркестром Европы, включающие симфонии Бетховена и Шуберта, получили множество международных премий. Он также сделал ряд оперных записей, в частности, увлекательную, хотя и провокационную серию опер Моцарта. 

Арнонкур много преподавал и читал лекции, а в 1972 году был назначен профессором Зальцбургского университета и Зальцбургского Моцартеума. Его исследования старинных инструментов и исполнительского мастерства сыграли важную роль в возрождении старинной музыки и ее более широком распространении среди общественности. Его взгляды на исполнительство изложены в его книгах и многочисленных статьях.