Виолончель

Назад

Всё о виолончели

Виолончель. 

По-итальянски - violoncello, уменьшительное от violone - контрабас. 

Смычковый инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав.

Виолончель появилась в конце 15 - нач. 16 вв. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Вначале применялась главным образом как басовый инструмент в различных ансамблях и для сопровождения пения или игры на различных инструментах. До 2-й половине 17 века носила названия итальянское - violoncino, Basso di Viola da braccio, французское - Basse de violon, немецкое - Bass Geig de Braccio и др. Инструменты делались различных размеров, но чаще больших и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит M. Преториус ("Syntagma musicum", 1619).

По-видимому, название "Виолончель" было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели ("con la parte del Violoncello a beneplacito").

Классические образцы виолончели были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в нач. 18 в. твердо устанавливается совр. размер виолончели: длина корпуса - 750-768 мм, мензура - 690-705 мм. Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и советские мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны отличные виолончели французских мастеров - Ж. Б. Вильом, М. Лабер, а также немецких, чешских и польских.

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце 19 веке. До этого исполнитель держал инструмент на икрах ног. В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.

Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 века: сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели. Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат Дж. Торелли, А. Корелли и Соnсеrti grossi А. Корелли. Первые образцы использования виолончели в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-1738). Расцвет виолончельного искусства начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу. Все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета и фортепианного трио) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

К числу виолончельных произведений 18 века, сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини и Й. Гайдна, многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра 19 века - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса, Э. Лало, А. Дворжака. Здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 веке концерты для виолончели написали Э. Элгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и др. Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для В. соло создали М. Регер, Б. Бриттен и др., сонаты - П. Хиндемит, З. Кодай и др.

Первую дошедшую до нас рус. сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки - И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 века), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 века). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные "Вариации на тему рококо" - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели и фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и др. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и др.; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и др.

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы 18 в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление 19 в. представляют нем. виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве). Художественного расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 века связан прежде всего с исполнительской деятельностью выдающегося испанского музыканта П. Касальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди и др. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро и др.

Русское виолончельное искусствово 18 и 1-й пол. 19 века выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов и др.). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнит. деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный и др. Старшее поколение советских виолончелистов А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев и др. передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой. Среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.