Уэлдон, Джон
1676 - 1736
Назад
Джон Уэлдон (John Weldon) - Английский композитор и органист
Родился 19 января 1676 года, Чичестер - умер 7 мая 1736 года, Лондон.
Он был певчим в Итонском колледже и получил раннее музыкальное образование под руководством органиста Джона Уолтера. Примерно с марта 1693 года он был учеником Перселла в течение года. На следующий год он был назначен органистом в Нью-колледж в Оксфорде. В марте 1700 года были вручены четыре премии за лучшие постановки спектакля-маски Конгрива "Суд над Парижем"; постановка Уэлдона, впервые поставленная 6 мая 1701 года, получила первую премию, остальные были присуждены Джону Экклзу, Дэниелу Перселлу и Готфриду Фингеру соответственно. 6 июня 1701 года Уэлдон был назначен экстраординарным джентльменом Королевской капеллы, предположительно органистом. В начале 1702 года он руководил постановкой "Суда над Парисом", поставленной в Линкольнс-Инн-Филдс-театре за счет герцога Бедфорда; счета за услуги хора, солистов и костюмеров находятся среди семейных бумаг Бедфорда. Предположительно, к тому времени Уэлдон уже жил в Лондоне, поскольку в 1702 году он оставил свой пост в Оксфорде и в июне стал органистом церкви Святой Невесты на Флит-стрит. В течение следующих нескольких лет он написал вокальную музыку для музыкальной интерлюдии Мотте "Счастье Британии" (1704) и множество песен, в основном для концертов по абонементу. После смерти Блоу 1 октября 1708 года Уэлдон был назначен вторым органистом и дополнительным композитором Королевской капеллы, причем эта должность была недавно учреждена. После этого его интерес к светской музыке, похоже, пошел на убыль, хотя в 1713 году он поставил "Диалог между честью, фракцией и миром" (ныне утраченный), а 30 июля 1716 года в рекламе "Бури" говорилось, что "вся музыка написана мистером Уэлдоном и исполнена в полном объеме, как в возрождение пьесы’. Очевидно, что это было не первое исполнение музыки Уэлдона, которое вполне могло быть датировано примерно 1712 годом. В настоящее время не известно ни одной партитуры "Бури", носящей его имя, но то, что обычно приписывают Перселлу, возможно, принадлежит Уэлдону (см. Лори). 2 февраля 1714 года он был назначен органистом церкви Святого Мартина в Полях. На самом деле, за исключением "Службы в Д", которая почти наверняка была написана в 1716 году, почти все известные духовные сочинения Уэлдона датируются периодом до 1715 года. Даже его сборник гимнов "Божественная гармония", хотя и был опубликован в 1716 году, был написан по меньшей мере на два года раньше. Четыре гимна, перечисленные в словаре Королевской капеллы 1724 года, но не сохранившиеся в современных источниках, могут, однако, относиться к периоду с1715 по 22 годы, когда сохранившиеся сборники церковных гимнов не использовались. В феврале 1727 года церковь Святого Мартина назначила помощника органиста, который разделил бы обязанности Уэлдона, вместо того чтобы удвоить его зарплату, как предлагалось вначале; после смерти Уильяма Крофта в августе 1727 года Уэлдон не был назначен первым органистом и композитором Королевской капеллы, как это было обычно, вместо него был назначен Морис Грин. Некоторое время перед смертью он был настолько болен, что его обязанности органиста и композитора взяли на себя Джонатан Мартин и Уильям Бойс. Он был похоронен в соборе Святого Павла в Ковент-Гардене. Его портрет висит на музыкальном факультете Оксфорда (см. иллюстрацию). Уэлдон был весьма талантливым композитором, но так и не смог полностью реализовать свои ранние обещания. Его мелодический диапазон был широк - от веселых мелодий, таких как из "Серьезных уроков", до напряженной декламации, как в "О, Господи, не упрекай меня". Его подбор слов часто был чувствительным и ритмически утонченным, хотя он и злоупотреблял длинными руладами и некоторыми излюбленными фразовыми оборотами. Он мог эффективно использовать хроматические пассажи и перселлиевские погружения в минор для выразительных целей, но его обычный гармонический стиль был довольно условным, а диапазон модуляций - ограниченным. Итальянское влияние в некоторой степени заметно в его текстурах и рисунках, но он избегал какой-либо стандартизации структуры, сравнительно редко используя общепринятые формы, такие как бинарность, граунд или да капо, и часто, особенно по мнению Пэриса, создавая необычные конструкции путем разнообразного повторения и перепросмотра материала. Однако он не всегда обладал навыками и воображением, необходимыми для поддержания свободы подхода, и был склонен чрезмерно полагаться на последовательные и повторяющиеся схемы. Таким образом, его работы неровны, временами скучны и тавтологичны, но в лучшем случае демонстрируют как очарование, так и искренность чувств.
Ноты сочинений Джона Уэлдона на сайте библиотеки IMSLP