Виначчези, Бенедетто
1666 - 1719

Назад

Бенедетто Виначчези (Benedetto Vinaccesi) - Итальянский композитор

Родился в 1666 году, Брешия - умер 25 декабря 1719 года, Венеция.

Он происходил из семьи купцов и гражданских чиновников, которые переехали в Венецию из Тосканы в 14 веке и эмигрировали в Брешию в 16 веке. Знаменитый "универсальный ученый’ Фортунато Виначчези (1631-1713) был его двоюродным братом. Интеллектуальное любопытство и любовь к экспериментам Бенедетто, должно быть, стимулировали посещения салона Фортунато в юности. Он научился играть на органе и, возможно, на других инструментах у Пьетро Пелли, бывшего капо музыки в кафедральном соборе Брешии. Первоначальный интерес Виначчези как композитора был связан со светской музыкой. В 1687 году в Венеции был издан сборник камерных сонат "a tre" под названием "соч.1". На титульном листе он указан как маэстро капеллы Фердинандо Гонзага, правителя соседнего государства Кастильоне-делле-Стивьере. Эта должность, вероятно, была нежилой, и обязанности композитора вряд ли продолжались после 1691 года, когда местное восстание вынудило Фердинандо отправиться в изгнание. В 1688 году Виначчези посвятил сборник кантат принцу Фердинандо Тосканскому, который проезжал через Брешию по пути в Венецию. Этой публикации был присвоен нестандартный опус под номером 3, намекающий на то, что принц, сменив своего отца Козимо, станет Фердинандо III. В 1692 году вышел сборник церковных сонат Виначчези, соч.2; за ним последовал еще один сборник камерных сонат, соч.4. В какой-то момент до 1692 года он получил титул кавалера, но неизвестно, кто его ему присвоил. В 1690 году Виначчези безуспешно пытался получить должность органиста в кафедральном соборе Брешии. В последующие несколько лет он сосредоточился на духовной музыке. Его оратории "Джозефо, интерпретирующий и согни" (1692) и "Сюзанна" (1694) были исполнены при дворе Модены. В 1698 году он был назначен маэстро ди коро в Оспедалетто, одном из четырех великих оспедали Венеции, с годовым окладом в 200 дукатов. За время своего пребывания на этом посту, которое продолжалось до 1715 года (в 1713 году его прошение об уходе на пенсию было отклонено), он написал, по его собственным оценкам, более 450 произведений. В течение нескольких лет, около 1700 года, он сочинял оперы, но счел этот опыт неблагодарным и вскоре бросил его. Потерпев неудачу в своей заявке на должность главного маэстро в Сан-Марко в 1702 году, Виначчези повезло больше, когда 5 февраля 1704 года он выиграл конкурс на должность главного органиста второго органа базилики, что добавило еще 200 дукатов к его годовому доходу. Он занимал этот пост до своей смерти в 1719 году. Кульминационный момент в его карьере наступил в 1714 году, когда он посвятил прокураторам Сан-Марко опубликованный сборник из 14 песнопений для двух и трех голосов с органом, за что получил вознаграждение в размере 100 дукатов. Судя по сообщениям современников, Виначчези пользовался в Венеции высочайшим уважением. Его часто приглашали писать музыку для серенад, а также быть режиссером и сочинителем музыки для церковных фестивалей, на которых не было постоянного маэстро. Его учениками были немецкий композитор Фридрих Георг Дитрих и Николо Доменико Турри, мастер исполнения песен в Сан-Марко. То небольшое количество музыки Виначчези, которое сохранилось до наших дней, отличается своей оригинальностью и тщательно продуманной структурой. Сочинения op.1 являются ранними примерами многочастных камерных сонат; все они состоят из 11 или 12 частей (с центральной группой, расположенной в центре второстепенной тональности) и содержат такие редкие танцевальные стили, как тайхег, пира и аркикорренте. Сочинения Виначчези для сольного голоса в кантатах и драматической музыке отличаются эффектными колоратурными всплесками. Увертюра к его оратории "Сусанна" предвосхищает последующую практику, почти программно отсылая к сюжету драмы. Его переложение вечерних псалмов для восьми голосов демонстрирует его мастерство полихорального письма и сложного контрапункта. Однако основу его творчества составляют мотеты, стилизованные под священные камерные дуэты и терцеты, в которых необычным образом форма да капо сочетается с тщательно продуманной полифонической обработкой. Он предпочитал оперное искусство лишь в качестве второстепенного, но его пасторальная опера "Chi é causa del suo mal pianga se stesso", исполненная в Риме при дворе кардинала Пьетро Оттобони, раскрывает талант к драматической музыке. Многие цифры выдают его (и Оттобони) приверженность французскому стилю.

Ноты сочинений Бенедетто Виначчези на сайте библиотеки IMSLP