Виначчези, Бенедетто
1666 - 1719

Назад

Vinaccesi, Benedetto

Портрет композитора Бенедетто Виначчези

  • Дата рождения: около 1666 года
  • Место рождения: Брешиа
  • Дата смерти: 25 декабря 1719 года
  • Место смерти: Венеция

Биография

Бенедетто Виначчези был итальянским композитором. Он происходил из семьи купцов и гражданских чиновников, которые переехали в Венецию из Тосканы в четырнадцатом веке и эмигрировали в Брешию в шестнадцатом веке. Знаменитый "универсальный ученый" Фортунато Виначчези был его двоюродным братом. Интеллектуальное любопытство и любовь к экспериментам Бенедетто, должно быть, стимулировали посещения салона Фортунато в юности. Он научился играть на органе и, возможно, на других инструментах у Пьетро Пелли, бывшего руководителя музыки в кафедральном соборе Брешии.

Первоначальный интерес Виначчези как композитора был связан со светской музыкой. В 1687 году в Венеции был издан сборник камерных сонат "на три" под названием сочинение 1. На титульном листе он указан как маэстро ди капелла Фердинандо Гонзага, правителя соседнего государства Кастильоне-делле-Стивьере. Эта должность, вероятно, была нежилой, и обязанности композитора вряд ли продолжались после 1691 года, когда местное восстание вынудило Фердинандо отправиться в изгнание. В 1688 году Виначчези посвятил сборник кантат принцу Фердинандо Тосканскому, который проезжал через Брешию по пути в Венецию. Этой публикации был присвоен нестандартный опус под номером 3 в связи с тем, что, сменив своего отца Козимо, принц станет Фердинандо Третьим. В 1692 году вышел сборник церковных сонат Виначчези, сочинение 2; за ним последовал еще один сборник камерных сонат, сочинение 4. В какой-то момент до 1692 года он получил титул кавалера, но неизвестно, кто его ему присвоил.

В 1690 году Виначчези безуспешно пытался получить должность органиста в кафедральном соборе Брешии. В последующие несколько лет он сосредоточился на духовной музыке. Его оратории "Иосиф, истолковывающий сны" (1692) и "Сусанна" (1694) были исполнены при дворе Модены. В 1698 году он был назначен маэстро ди коро в Оспедалетто, одном из четырех великих венецианских госпиталей, с годовым окладом в двести дукатов. За время своего пребывания на этом посту, которое продолжалось до 1715 года (в 1713 году его прошение об уходе на пенсию было отклонено), он написал, по его собственным оценкам, более четырехсот пятидесяти произведений. В течение нескольких лет, около 1700 года, он сочинял оперы, но счел этот опыт неблагодарным и вскоре бросил его.

Неудачный в своей заявке на должность первого маэстро в Сан-Марко в 1702 году, Виначчези повезло больше, когда 5 февраля 1704 года он выиграл конкурс на должность главного органиста второго органа базилики, что добавило еще двести дукатов к его годовому доходу. Он занимал этот пост до своей смерти в 1719 году. Высшей точкой в его карьере стал 1714 год, когда он посвятил прокураторам Сан-Марко опубликованный сборник из четырнадцати мотетов для двух и трех голосов с органом, за что получил вознаграждение в размере ста дукатов. Сообщения современников свидетельствуют, что Виначчези пользовался в Венеции высочайшим уважением. Его часто выбирали для сочинения музыки для серенад, а также для руководства и сочинения музыки для праздников в церквях, не имевших постоянного маэстро. Немецкий композитор Фридрих Георг Дитрих и Николо Доменико Турри, маэстро ди канто в Сан-Марко, были его учениками.

Творчество

Небольшое количество сохранившейся музыки Виначчези отличается своей оригинальностью и тщательно продуманной структурой. Сочинения сочинение 1 являются ранними примерами многочастных камерных сонат; все они содержат одиннадцать или двенадцать частей (с центральной группой, помещенной в побочной тональности) и включают такие редкие танцевальные типы, как тайхег, пира и арчикорренте. Письмо Виначчези для сольного голоса в кантатах и драматической музыке характеризуется эффектными всплесками колоратуры. Увертюра его оратории "Сусанна" предвосхищает более позднюю практику, квазипрограммно отсылая к сюжету драмы. Его переложение повечерия псалмов для восьми голосов демонстрирует его мастерство полихорального письма и сложного контрапункта. Однако ядро его творчества лежит в мотетах, стилизованных под священные камерные дуэты и терцеты, в которых, необычным образом, форма да капо сочетается с тщательной полифонической обработкой. Он культивировал оперу лишь как побочное занятие, но его пастораль "Кто сам виновник своего несчастья, пусть сам и плачет", исполненная в Риме при дворе кардинала Пьетро Оттобони, раскрывает талант к драматической музыке. Многие номера выдают его (и Оттобони) приверженность французскому стилю.

Произведения

Оперы и серенады:

  • "Кто сам виновник своего несчастья, пусть сам и плачет" ("Chi è causa del suo mal pianga sé stesso") (пастораль, Рим, 1697)
  • "Оправданная невинность" ("L’innocenza giustificata") (Венеция, 1699)
  • "Великодушные влюбленные" ("Gli amanti generosi") (Венеция, 1703)
  • "Излияния ликования по случаю рождения Светлейшего Герцога Бретани" ("Sfoghi di giubilo per la nascita del Serenissimo Duca di Bretagna") (серенада, Венеция, 1704)

Оратории:

  • "Иосиф, истолковывающий сны" ("Gioseffo che interpreta i sogni") (Модена, 1692)
  • "Сусанна" ("Susanna") (Модена, 1694)
  • "Сердце в шкатулке" ("Il cuor nello scrigno") (Кремона, 1696)
  • "Десять тысяч мучеников, распятых на кресте" ("Li diecimila martiri crocefissi") (Брешиа, 1698)

Духовная музыка:

  • "Концертная месса" ("Messa concertata")
  • "Музыка на повечерие" ("Compline music")
  • "Мотеты" ("Motetti") (Венеция, 1714)
  • Отдельные мотеты: "Любезный жениш, душа Иисус" ("Alme Jesu, sponse care"), "Звезды полей, прекрасные цветы" ("Astra campi, belli flores")

Кантаты:

  • "Совет влюбленных, или Любовные кантаты для одного голоса" ("Il consiglio degl’amanti, o vero Cantate amorose a voce sola"), сочинение 3, часть 1 (Венеция, 1688)
  • Отдельные кантаты: "Звери, если вы когда-либо испытывали" ("Belve, se mai provaste"), "От грома ждет молнию" ("Dal tuono il lampo aspetta") и другие

Сонаты:

  • "Камерные сонаты на три" ("Suonate da camera a tre"), сочинение 1 (Венеция, 1687)
  • "Гармонические сферы, или Церковные сонаты" ("Sfere armoniche o vero Sonate da chiesa"), сочинение 2 (Венеция, 1692)
  • "Камерные сонаты на три" ("Suonate da camera a tre"), сочинение 4, часть 1 (утрачены)

Ноты сочинений Бенедетто Виначчези на сайте библиотеки IMSLP