Уттини, Франческо Антонио Бальдассаре
1723 - 1795

Назад

Франческо Антонио Бальдассаре Уттини (Francesco Antonio Baldassare Uttini) - Итальянский композитор и дирижер, активно работавший в Швеции

Родился в 1723 году, Болонья - умер 25 октября 1795 года, Стокгольм. 

Музыкальное образование получил у падре Мартини и, по словам Фетиса, у Перти и Сандони в Болонье. В 1743 году он был избран членом Филармонической академии и поставил свою первую оперу "Алессандро Нелле Инди" в Генуе. В течение следующих десяти лет он приобрел некоторую известность как композитор опер (в основном серии opere) и ораторий по всей Италии, присоединившись в 1752 году к труппе театра Минготти в качестве постоянного композитора. Именно в этой труппе он познакомился со своей первой женой, певицей Розой Скарлатти (1727-75). Результатом его первого турне по Северной Европе (1752) стала опера "Сирое", поставленная в Гамбурге, а в последующие годы он поставил "Олимпиаду" и "Зенобию" в Копенгагене; он также представил множество оперных спектаклей в Ростоке и других местах, из которых сохранилась только одна, "Армида" (1754; Д-р Ру). В 1755 году члены труппы Минготти, включая Уттини, были приглашены королевой Ловизой Ульрикой посетить Стокгольм и выступить с оперными постановками при дворе. Для недавно построенного театра в Дроттнингхольме он написал оперу "Пастор", которая позже была напечатана в виде партитуры. Примерно в это же время он также сочинил концерт для флейты и ряд сонат для арфовых аккордов. После расформирования труппы Уттини остался в Стокгольме в качестве личного придворного капельмейстера королевы, сочиняя в основном итальянские серии опер, а также инструментальные камерные произведения, симфонии и кантаты. Он также начал свою долгую карьеру дирижера. В 1762 году он обратил свое внимание на постановки французских комических опер, таких как "Солиман II" Фавара и "Психея" Кино. В 1767 году он был назначен капельмейстером вместо Пера Брандта, а в следующем году его трио-сонаты op.1 были опубликованы в Лондоне шведским издательством Fougt. В 1772 году Густав III поручил ему написать музыку для первой шведской большой оперы "Фетида в пеле", которая была успешно поставлена в следующем году. В течение следующих десяти лет он обратился к более крупным работам, таким как "Биргер ярл о мечте" (1774, совместно с Х.П. Йонсен) и "Алина, дроттнинг ути Голконда" ("Алина, королева Голконды", 1776); он добавил хоры к шведским версиям опер Расина "Аталия" (1776) и "Ифигения" (1777), а также написал музыку к балетам и прологи к операм Глюка. После 1778 года его обязанности главного дирижера ховкапеллы в основном перешли к другим музыкантам, и он постепенно отошел от концертной деятельности. С 1781 года он был членом правления католической конгрегации в Стокгольме. К 1788 году, выйдя в отставку, он практически перестал сочинять музыку; в том же году он женился на своей второй жене, певице Софии Лильегрен (1765-1795). Ранний музыкальный стиль Уттини соответствует стилю оперных серий того периода; однако его оперы, начиная с 1766 года, как правило, в большей степени опираются на оркестровое сопровождение, что часто приводит к созданию красочных партитур. В его шведских операх иногда заметно использование народных мелодий. В его оркестровом творчестве преобладают острые клавиши и блестящие инструментальные сочетания. Его пять симфоний, в которых время от времени звучат многослойные крещендо, демонстрируют влияние Мангейма, в то время как его камерные произведения отражают более старый стиль galant.

Ноты сочинений Франческо Антонио Бальдассаре Уттини на сайте библиотеки IMSLP