Жаке де Ла Герр, Элизабет
1665 - 1729

Назад

Элизабет Жаке де Ла Герр (Elisabeth Jacquet de La Guerre) - Французская клавесинистка и композитор

Крещена 17 марта 1665 года, Париж - умерла 27 июня 1729 года, Париж. 

Она происходила из семьи мастеров-каменщиков и музыкантов (см. Семья Жаке) и с пяти лет играла на клавесине и пела при дворе Людовика XIV. Замеченная мадам де Монтеспан, она в течение трех лет оставалась в ее окружении. 23 сентября 1684 года она покинула двор, чтобы выйти замуж за органиста Марина де Ла Герра. Их сын, не по годам одаренный, как и его мать, умер в возрасте десяти лет. В Париже Элизабет Жаке давала уроки и концерты, благодаря которым вскоре прославилась на весь город. Ее первыми сочинениями были драматические произведения, из которых до наших дней дошло только либретто "Рыцаря чести победы". Ее первая публикация, "Сочинения клавесина", датируется 1687 годом. В 1694 году ее единственная музыкальная трагедия "Цефал и проказа" была поставлена в Королевской академии музыки без особого успеха, но "Пролог" был возрожден в 1696 году в Страсбурге, где Себастьен де Броссар основал музыкальную академию. В 1695 году Броссар сделал копии ее первых сонат-трио, а также сонат для скрипки и континуо. Только в 1707 году она опубликовала свои шесть сонат для виолончели и клавесина и "Отрывки из клавесина, где говорится о человеке, живущем на виолоне", за которыми последовали два ее сборника французских кантат, посвященных произведениям искусства на тексты Антуана Гудара де Ламотта, и три светских французских кантаты. В то время как все остальные ее работы были посвящены Людовику XIV, эта последняя была адресована курфюрсту Баварии Максимилиану II Эммануилу. "Комическая прогулка Пьеро и Николь" - это дуэт, который вошел в "Венскую ночь", пьесу Алена-Рене Лесажа, поставленную в театре Сен-Жермен в 1715 году. Последней работой Элизабет Жаке, по-видимому, была песня Te Deum, исполненная в августе 1721 года в часовне Лувра в день благодарения за выздоровление Людовика XV от оспы. Элизабет Жаке была первой женщиной во Франции, написавшей оперу, и ее также помнят за новаторские работы в итальянских жанрах кантаты и сонаты, а также за ее музыку для фортепиано с аккомпанементом. Клавесинные пироги 1687 года постройки примечательны своей сбалансированной структурой и необычными сочетаниями. Ее сонаты, как рукописные, так и печатные, отличаются разнообразием, ритмической энергией и выразительной гармонией, а также некоторыми новаторскими чертами в скрипичном творчестве. Ее 12 духовных кантат демонстрируют прекрасный баланс между стилем, соответствующим жанру, и сдержанностью, требуемой темой; ни один другой композитор того времени не обращался к жанру так последовательно. Светские кантаты отличаются драматизмом и стремлением к формальной свободе. В журнале "Парнас" Франсуа Титон дю Тийе посвятил ей длинную и благодарную заметку, а ее портрет помещен в медальоне с девизом "Я боролась за приз с великими музыкантами".

Ноты сочинений Элизабет Жаке де Ла Герр на сайте библиотеки IMSLP