Жаке де Ла Гёрр, Элизабет
1665 - 1729
Назад
Jacquet de La Guerre, Elisabeth
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Элизабет Жаке де Ла Гёрр была французской клавесинисткой и композитором. Она происходила из семьи мастеров-каменщиков и музыкантов, и с пятилетнего возраста играла на клавесине и пела при дворе Людовика XIV. Замеченная мадам де Монтеспан, она оставалась три года в её окружении. 23 сентября 1684 года она покинула двор, чтобы выйти замуж за органиста Марена де Ла Гёрра. Их сын, столь же рано одарённый, как и его мать, умер в возрасте десяти лет.
В Париже Элизабет Жаке давала уроки и концерты, которые вскоре сделали её известной по всему городу. Её первые сочинения были драматическими произведениями, от которых сохранилось только либретто "Игры в честь победы". Её первая публикация, "Пьесы для клавесина... первая книга", датируется 1687 годом. В 1694 году её единственная лирическая трагедия "Кефал и Прокрида" была исполнена в Королевской академии музыки с небольшим успехом, но пролог был возобновлён в 1696 году в Страсбурге, где Себастьян де Броссар основал музыкальную академию. В 1695 году Броссар сделал копии её первых трио-сонат и сонат для скрипки и бассо континуо. Только в 1707 году она опубликовала свои шесть "Сонат для скрипки и для клавесина" и "Пьесы для клавесина, которые можно играть на скрипке", за которыми позже последовали два сборника "Французских кантат на сюжеты из Священного Писания" на тексты Антуана Удара де Ламотта и три светские "Французские кантаты". В то время как все её другие произведения были посвящены Людовику XIV, последнее было адресовано курфюрсту Баварии Максимилиану II Эмануэлю. "Комическое примирение Пьеро и Николь" - это дуэт, вошедший в "Пояс Венеры", пьесу Алена-Рене Лесажа, исполненную на Ярмарке Сен-Жермен в 1715 году. Последним произведением Элизабет Жаке, по-видимому, был "Тебе, Бога, хвалим", спетый в августе 1721 года в часовне Лувра в благодарность за выздоровление Людовика XV от оспы.
Элизабет Жаке де Ла Гёрр была первой женщиной во Франции, сочинившей оперу, и она также известна своей новаторской работой в итальянских жанрах кантаты и сонаты, а также своей музыкой для клавесина. "Пьесы для клавесина" 1687 года примечательны своими сбалансированными структурами и своими неумеренными прелюдиями. Её сонаты, как рукописные, так и напечатанные, выделяются своим разнообразием, ритмической энергией и выразительной гармонией, а также некоторыми новаторскими чертами в скрипичной партии. Её 12 духовных кантат демонстрируют тонкий баланс между стилем, подходящим для жанра, и сдержанностью, требуемой темой; ни один другой композитор того времени не работал с этим жанром так последовательно. Светские кантаты характеризуются драматическими качествами и поиском формальной свободы. В "Французском Парнасе" Титон дю Тийе посвятил ей длительную и благоприятную заметку, и её портрет изображен на медальоне с девизом "Я соперничала за награду с великими музыкантами".
Сценические произведения
Вокальные произведения
Инструментальные произведения
Ноты сочинений Элизабет Жаке де Ла Гёрр на сайте библиотеки IMSLP