Джордани, Томмазо
ок.1730 - 1806

Назад

Томмазо Джордани (Tommaso Giordani) - Итальянский композитор

(родился в Неаполе, 1730-1733; умер в Дублине, февраль 1806). Итальянский композитор, 

Томмазо Джордани активно работал на Британских островах. Все члены его семьи были певцами, за исключением его самого и его брата Франческо, танцора. Около 1745 года под руководством своего отца Джузеппе (не связанного с композитором Джузеппе Джордани, известным как Джорданьелло) семья Джордани сформировала небольшую оперную труппу и вместе с несколькими другими певцами путешествовала по Европе. После выступлений в Анконе и Пезаро (1745), Сенигаллии и Граце (1747), Франкфурте и Зальцбурге (1750), Амстердаме (1752) и Париже (1753) они были приглашены Джоном Ричем исполнить четыре бурлетты в сезоне 1753/1754 в Ковент-Гардене. 17 декабря 1753 года, на премьере первого из них, "Гли аманти гелози" (слова отца Томмазо и музыка, приписываемая Кокки), пение сестры Томмазо, Николины, произвело сенсацию; в честь ее роли ее прозвали "Ла Спилетта". Семья снова выступала в Лондоне в 1755 и 1756 годах. Имя Томмазо не упоминается, хотя он написал музыку к кантате "Бурлетта фатта комедианта", поставленной в январе 1756 года. Возможно, он аранжировал музыку и играл на клавесине в театральном оркестре, в то время как остальные члены семьи были на сцене. Семья приехала в Дублин в конце 1764 года, получив приглашение выступить в театре "Смок-Элли", и оставалась в Дублине в течение трех лет, в течение которых началась карьера Томмазо как оперного композитора. Однако его первое крупное композиторское предприятие в Дублине оказалось неудачным: не сумев понять сатирический характер произведения, Джордани ошибочно "улучшил" простые мотивы оперы "Нищий", "итальянизировав" их. Но его следующие три комические оперы "Дон Фульминон", "Чародей" и "Мельничная дева", поставленные в период с января по март 1765 года, были приняты лучше. В следующем сезоне Джордани остался в "Смок-Элли", хотя остальные члены семьи перешли в Королевский театр на Кроу-стрит. Для "Смок-Аллеи" он сочинил две оперы: "Замаскированная любовь", написанную студентом Тринити-колледжа Генри Лукасом (на постановке присутствовала толпа студентов Тринити-колледжа); и "Эро синезе", по-видимому, первая опера-сериал, поставленная в Ирландии. Затем Джордани переехал на Кроу-стрит, где в 1767 году была поставлена его "Филлис при дворе". Однако обвинения в плагиате вынудили его вернуться в Лондон. К началу 1770-х годов он уже активно выступал в Итальянской опере в Королевском театре. В течение следующих 13 лет он полностью написал музыку к трем операм, участвовал в создании пасторали "Омаджо" (1781), а также аранжировал, адаптировал и добавил новые увертюры или арии к ряду итальянских опер. Он также поставил множество опер в Королевском театре и написал музыку к спектаклям, в том числе песни к пьесе Шеридана "Критик на Друри-Лейн" (25 октября 1779 года). Деятельность Джордани не ограничивалась театром. Он написал много песен для Vauxhall Pleasure Gardens, несколько наборов канцонетов и большое количество инструментальных произведений, в которых он предпочитает сочетания с клавишными. Его квинтеты (соч.1) для клавишных и струнных являются одними из самых ранних в этом жанре. Примечательно также количество пьес, написанных Джордани для молодых и менее опытных игроков Летом 1783 года Джордани вернулся в Дублин, где присоединился к мужскому альту Майклу Леони в серии концертов в "Ротонде". Затем вместе с Леони он арендовал театр на Кейпел-стрит, назвав его Английским оперным театром, и поставил сезон "английских" опер, либретто которых в основном писали второстепенные ирландские писатели, а музыка была написана им самим. Он написал музыку к семи инсценированным музыкальным произведениям и адаптировал музыку еще к полудюжине пьес для внешне успешного сезона, который открылся 18 декабря спектаклями "Гибралтар" и "Замок с привидениями". Однако небольшие размеры театра привели к тому, что Леони и Джордани не смогли покрыть свои расходы, и в июле 1784 года предприятие обанкротилось. В следующем сезоне Джордани работал в "Смок-аллее" под руководством Ричарда Дейли; в 1787 году, когда "Смок-аллея" закрылась, он переехал на Кроу-стрит и в следующем году стал там музыкальным руководителем. (В 1784 году он женился на одной из дочерей Тейта Уилкинсона, менеджера театра.) Джордани имел несколько успехов в обоих театрах, но, похоже, бросил сочинительство после написания своей комической оперы "Праздник в коттедже" (1796). Точная дата его смерти неизвестна, но в протоколе Ирландского музыкального фонда (президентом которого он был с 1794 года) от 24 февраля 1806 года записано, что на его похороны было выплачено пять гиней. Таланта Джордани как плодовитого и разностороннего композитора было достаточно, чтобы его уважали в Лондоне и чтобы он долгие годы доминировал на музыкальной сцене Дублина. Он писал в преобладающем итальянском стиле, с выразительными и изобретательными мелодиями, лучшие из которых были написаны для конкретных исполнителей. Он также был чутким дирижером. Однако в целом он был довольно равнодушным композитором, и его часто обвиняли в плагиате. Авторство популярной песни "Caro mio ben", приписываемое как Томмазо, так и неродственному композитору Джузеппе Джордани, остается неизвестным: недавно в качестве автора также был назван отец Томмазо, Джузеппе.

Ноты сочинений Томмазо Джордани на сайте библиотеки IMSLP