Драги, Антонио
1634 - 1700

Назад

Draghi, Antonio

Портрет композитора Антонио Драги

  • Дата рождения: между 17 января 1634 и 16 января 1635 года
  • Место рождения: Римини, Италия
  • Дата смерти: 16 января 1700 года
  • Место смерти: Вена

Биография

Антонио Драги был австрийским композитором, администратором и либреттистом итальянского происхождения, возможно, братом Джованни Баттисты Драги. Он был одним из самых prominent музыкантов в Вене в течение последней трети семнадцатого века и исключительно плодовитым композитором опер, ораторий и другой театральной музыки.

Римини указан как место происхождения Драги не только в первых известных биографических источниках в Падуе, но и в брачных записях собора Святого Стефана в Вене в 1661 году. Свидетельство о смерти от 18 января 1700 года указывает его возраст как 65 лет, так что, по-видимому, он родился в Римини около 1634 года. В ноябре 1645 года, в возрасте около 11 лет, он поступил на службу в базилику Святого Антония в Падуе в качестве певчего-сопрано вместе со своим дядей и, вероятно, учителем музыки Франческо Флоридо (священнослужителем, который, по-видимому, работал в соборе Урбании в качестве маэстро и органиста с 1642 по 1644 год), который был нанят как исполнитель на струнных инструментах и органе. Драги высоко ценили: его зарплату повысили в 1646 году, чтобы предотвратить его уход. В декабре 1647 года он и его дядя были уволены за то, что оставили свои обязанности без разрешения; один Драги был вновь принят в августе 1648 года в качестве контратенора и получал зарплату с октября 1649 по декабрь 1651 года как певец-бас. В следующем году он перешел в Академию Смерти в Ферраре, также в качестве певца, получив последнюю зарплату в октябре 1657 года. В это время он также пел по торжественному случаю в Падуе в 1654 году и в опере П.А. Дзиани "Фортуны Родопы и Дамиры", исполненной во время карнавала 1657 года в театре Сан-Аполлинаре в Венеции.

В 1658 году Драги начал свою долгую карьеру при императорском дворе в Вене, сначала в качестве певца-баса в недавно основанной капелле вдовствующей императрицы Элеоноры, вдовы Фердинанда Третьего. Его творческая деятельность началась с либретто для оперы "Альмонте" с музыкой Джузеппе Трикарико, которая была исполнена в Вене 9 июня 1661 года. Он продолжал быть активным как либреттист в свои ранние годы в Вене и предоставлял тексты для драматических произведений таких композиторов, как Бартали и П.А. Дзиани, а также для ряда своих собственных works. Первая музыка, которая может быть без сомнения приписана ему, опера "Маскарад", датируется 1666 годом. Постепенное продвижение Драги к высшим музыкальным постам при дворе Габсбургов указывает на признание, которое он завоевал как композитор и администратор. Он продолжал служить вдовствующей императрице, и в 1668 году он стал заместителем капельмейстера, а в 1669 году капельмейстером при ее дворе. В этот период он также предоставил ряд драматических произведений для исполнения при дворе императора. В признание этих заслуг и из-за продолжающегося расширения театральной деятельности при императорском дворе он был назначен директором драматической музыки там в 1673 году. Несмотря на свои тяжелые обязанности на этом посту, он продолжал быть капельмейстером вдовствующей императрицы до тех пор, пока 1 января 1682 года не сменил И.Х. Шмельцера на посту капельмейстера императорского двора, должность, которую он занимал до конца своей жизни.

Сын Драги, Карло Доменико (род. Вена, 21 мая 1669 года; ум. Вена, 14 мая 1711 года), был принят в придворную капеллу в качестве ученика Ф.Т. Рихтера в 1687 году. В признание заслуг его отца перед двором специальная стипендия от императора позволила ему учиться в Италии с 1692 по 1693 год. С 1 октября 1698 года до своей смерти он был одним из многочисленных придворных органистов. Он написал несколько арий для некоторых поздних светских произведений своего отца, включая оперы "Арсаче" и "Сила сыновней любви" и "Третью академию" (все 1698 года), а также для возобновления постановки "Сульпиции" в 1697 году.

Творчество

Из примерно 170 светских произведений Драги около 120 являются операми или другими сценическими произведениями, а оставшиеся 50 - вокальными камерными сочинениями. В сценических работах он сотрудничал особенно с придворным поэтом Николо Минато и придворным театральным архитектором и сценографом Бурначини; они предоставили большинство драматических произведений, как духовных, так и светских, исполнявшихся при дворе Габсбургов между 1668 и 1697 годами. Светские сценические произведения варьируются от одного до четырех актов, но подавляющее большинство принадлежит к одному из двух типов: трехактное драматическое произведение для музыки и одноактное развлечение. Существует 59 произведений первого типа, некоторые из которых имеют другие обозначения, такие как драматическое сочинение для музыки. Они в основном исполнялись либо в дни рождения императорской семьи, либо во время Карнавала, но некоторые были представлены в день именин императора. Все они, кроме карнавальных, имеют декларацию почтения к чествуемому лицу, обычно в форме заключительного обращения, иногда также в прологе. Существует 60 одноактных произведений. Как правило, те, что обозначены как театральный или музыкальный праздник, дарились в день рождения и именины императрицы, те, что отмечены как введение к балету - в дни именин, а музыкальные развлечения - во время Карнавала. Сценические произведения включают музыку для итальянских, испанских и латинских пьес.

Как было принято в то время, тематика опер взята из греческой и римской истории и мифологии; только "Гундеберга" рассматривает события из немецкой истории. Обычная любовная интрига, включающая множество переодеваний, изобилует. Также присутствуют комические сцены, и акты заканчиваются балетами, для которых другие композиторы, в частности Шмельцер и его сын Андреас Антон, писали музыку. Император Леопольд Первый написал арии и сцены для многих опер. Стиль музыки преимущественно соответствует стилю венецианской оперы второй половины семнадцатого века, хотя арии содержат обширные виртуозные колоратурные пассажи. Ансамбли и хоры тщательно составлены. Можно наблюдать два стилистических развития: возрастающее использование в речитативах заключительной формулы, включающей нисходящую кварту или терцию в вокальной партии и каденцию только для бассо континуо; и замена строфических арий, включая некоторые с кратким заключительным повторением одной или двух строк, на однострофные арии с полномасштабным заключительным повторением.

Камерные произведения, написанные на тексты, которые почти без исключения являются либо мифологическими, либо аллегорическими, имеют различные обозначения. Некоторые являются серенадами. Другие, помеченные как "камерная музыка", были написаны ко дню рождения эрцгерцога Иосифа. Две другие категории совпадают с двумя последними категориями одноактных сценических произведений; примечательно, что между карнавалом 1682 года и карнавалом 1692 года, в военное время, творчество Драги состояло почти исключительно из одноактных сценических пьес и камерных произведений. Его камерные произведения отличаются от опер тем, что арии встречаются по крайней мере так же часто, как речитативы, и все они состоят из двух строф, разделенных ритурнелем. Некоторые серенады для исполнения на открытом воздухе имеют необычно полное инструментальное сопровождение.

Популярный стиль собственных либретто Драги, по-видимому, находился под влиянием комедии дель арте.

Сорок одно духовное драматическое произведение Драги, многие из которых созданы в сотрудничестве с поэтом Минато и художником Бурначини, представляют собой не только самое большое количество подобных произведений, созданных одним композитором в конце семнадцатого века, но также могут считаться репрезентативными для репертуара духовной драматической музыки при дворе Леопольда Первого. В зависимости от манеры исполнения, характера текстов и музыкальной трактовки эти произведения можно разделить на две группы: оратории и сеполькры*.

Оратории, представлявшиеся во время Великого поста перед Чистым четвергом, исполнялись традиционным способом, то есть без декораций, костюмов или актерской игры. Сеполькры представлялись либо в Чистый четверг в капелле вдовствующей императрицы с костюмированным составом, разыгрывающим действие вокруг копии святого гроба, либо в Страстную пятницу в Придворной капелле с дополнительными расписными декорациями, созданными Бурначини, в качестве фона.

Выбор источников и тем для текстов также показывает заметное различие между двумя типами. Лишь меньшинство произведений Драги, все оратории, опираются на популярные источники, такие как жития святых и драматические эпизоды из Ветхого и Нового Заветов, которые представлены в четко определенной хронологии событий, подчеркивая конфликт между силами добра и зла. Большинство произведений, включая все сеполькры, рассматривают один аспект Страстей Христовых – период между погребением и Воскресением – и подчеркивают плач последователей Христа, а также связь Страстей с событиями, описанными в Ветхом Завете.

В некоторой степени контраст между двумя типами также можно увидеть в элементах стиля музыки. Большинство ораторий, в двух частях, написаны для двух скрипок и бассо континуо и имеют относительно широкий мелодический диапазон с большим количеством колоратурного письма. С другой стороны, в сеполькрах, которые состоят из одной части, Драги отдавал предпочтение низким тембрам альтов и виол да гамба, аффективным, силлабическим мелодиям и коротким ариеобразным и ариозным разделам.

Общий стиль духовной драматической музыки Драги, как и его светских произведений, явно происходит от стиля венецианской школы середины семнадцатого века. Особенно примечательной чертой является частое использование, как в произведениях Кавалли и Чести, ариозных разделов внутри и после речитативов. Частота, расположение и мелодический и гармонический стиль этих разделов обеспечивают то, что Драги предстает в лучшем свете в своем обращении с речитативом. Дальнейшие венецианские черты можно увидеть в инструментальных пьесах, хорах и медленных ариях: в первых двух аккордовые и имитационные разделы регулярно чередуются, а последние включают плачи. Явные отличия от венецианского стиля можно увидеть в отсутствии танцевальных ритмов, особенно в быстрых частях увертюр и в ариях, и в малом количестве арий с заключительным повторением.

За исключением постепенного изменения в структуре увертюр и все более частого использования арий с инструментальным сопровождением и более полно оркестрованных ритурнелей – что могло быть вызвано большими ресурсами, доступными ему при дворе Леопольда по сравнению с двором Элеоноры, и/или большей важностью празднований Страстной пятницы по сравнению с Чистым четвергом – в духовном драматическом творчестве Драги наблюдается мало стилистического развития. Это могло быть связано с тем, что он не имел контактов с композиторами вне венского круга, что его огромное творческое наследие не оставляло ему времени на эксперименты и что он осознавал предпочтение императора к стилю его музыки и его удовлетворенность им.

Произведения

Оперы (выборочно)

  • "Альмонте" ("L'Almonte") (1661)
  • "Маскарад" ("La Mascherata") (1666)
  • "Арсаче" ("L'Arsace") (1698)
  • "Сила сыновней любви" ("La forza dell'amor filiale") (1698)
  • "Гундеберга" ("Gundeberga")

Оратории и духовные драматические произведения

  • Многочисленные оратории (41 произведение)
  • Сеполькры (духовные произведения для Страстной недели)

Камерная музыка

  • Серенады
  • Вокальные камерные произведения (около 50 сочинений)
  • Произведения, обозначенные как "камерная музыка" ("musica di camera")

Прочие сочинения

  • "Третья академия" ("Terza accademia") (1698)
  • Инструментальные пьесы к балетам
  • Музыка для театральных постановок на итальянском, испанском и латинском языках

----------

*Сеполькры (от итал. sepolcro — «гробница», «склеп») — это особый жанр духовной драматической музыки, сложившийся в Вене при дворе Габсбургов во второй половине XVII века, прежде всего благодаря творчеству Антонио Драги.

Ключевые характеристики жанра:

  1. Тематика и содержание: В основе сюжета всегда лежат события, связанные со Страстями Христовыми, а именно период между Погребением и Воскресением Иисуса. В центре внимания — эмоциональные переживания, плачи и размышления библейских персонажей (Девы Марии, Марии Магдалины, апостолов) у гроба Спасителя. Часто проводятся параллели с пророчествами Ветхого Завета.
  2. Время и место исполнения: Эти произведения исполнялись строго в рамках богослужений Страстной недели:
  • В Чистый четверг — в капелле вдовствующей императрицы.
  • В Страстную пятницу — в Придворной капелле (Hofkapelle).
  1. Сценография и постановка: В отличие от ораторий, которые исполнялись концертно, без действия, сеполькры были зрелищными представлениями.
  • В центре сцены устанавливалась художественная имитация Гроба Господня.
  • Певцы-солисты были одеты в костюмы библейских персонажей и разыгрывали действие вокруг этой гробницы.
  • Использовались театральные декорации (часто созданные знаменитым сценографом Лодовико Оттавио Бурначини).
  1. Музыкальные особенности (на примере Драги):
  • Как правило, одночастная композиция (в отличие от двухчастных ораторий).
  • Преобладание мрачных, скорбных тембров: часто использовались виолы да гамба и альты, которые создавали проникновенную, траурную атмосферу.
  • Музыкальный язык был особенно аффективным и выразительным, передающим скорбь и отчаяние.
  • Мелодии часто были силлабическими (один звук на слог) для лучшей разборчивости текста.
  • Арии — короткие, ариозного характера, без виртуозных украшений, подчиненные драматургии.

Таким образом, сеполькро — это уникальный жанр, стоящий на стыке оратории и оперы: это глубоко духовное, но при этом театрально-зрелищное представление, посвященное конкретному эпизоду Евангелия и предназначенное для исполнения в самые скорбные дни церковного календаря.

Ноты сочинений Антонио Драги на сайте библиотеки IMSLP