Диттерсдорф, Карл Диттерс фон
1739 - 1799

Назад

Карл Диттерс фон Диттерсдорф (Carl Ditters von Dittersdorf) - Австрийский композитор и скрипач

Родился 2 ноября 1739 года, Вена - умер 24 октября 1799 года, Нойхоф (ныне Новый Двор, Собеслав, Богемия).

После многообещающего раннего успеха в Вене он остановился на скромной карьере провинциального капельмейстера и администратора. Он много сочинял, несмотря на официальные обязанности, которые занимали его большую часть жизни, и его в целом высокий уровень мастерства принес ему признание как ведущей фигуре венской классической школы.

Родившийся в семье Пауля Диттерса, костюмера императорского двора и театра в Вене, и его жены Анны (урожденной Ванделин), Диттерс получил образование в иезуитской школе, занимался частным репетиторством и с семи лет брал уроки игры на скрипке. Около 1750 года он начал учиться у скрипача И.П. Циглера и вскоре был принят в оркестр Шоттенкирхе. Вскоре после этого он был принят на работу в качестве камердинера принцем Йозефом Фридрихом фон Заксен-Хильдбургхаузеном, чья капельмейстерская капелла была одной из лучших в Вене; с 1 марта 1751 года он играл в оркестре, выполнял черную работу, обучался музыке и другим предметам. Со скрипачом Трани он разучивал итальянские произведения и готовился как солист, а Джузеппе Бонно обучал его фуксианскому контрапункту и композиции. К концу 1750-х годов Диттерс заслужил репутацию композитора инструментальной музыки и начал получать заказы на симфонии и концерты. Когда в 1761 году принц покинул Вену, чтобы взять на себя регентство в Хильдбургхаузене, он нашел работу для большинства своих музыкантов у графа Джакомо Дураццо, директора императорского театра. Дураццо нанимал Диттера до 1764 года в качестве солиста и оркестрового музыканта в Бургтеатре и при дворе. Диттерс, к настоящему времени признанный виртуоз и композитор, сыграл свои скрипичные концерты более чем в 20 сольных выступлениях на концертах Бургтеатра, где также звучали его симфонии и концерты для духовых инструментов. Сопровождая Глюка в Италию в 1763 году, он дал концерты, которые были хорошо приняты публикой, а в 1764 году ему было поручено написать мессу для франкфуртской коронации эрцгерцога Иосифа (впоследствии императора Иосифа II) в качестве короля римлян. В том же году истек срок его контракта, и в ходе сложных переговоров с графом Венцелем Спорком, преемником Дураццо, Диттерс принял пост капельмейстера у Адама Патачича, епископа Гроссвардейна (ныне Орадя, Румыния), сменив Михаэля Гайдна. Набрав других музыкантов, он прибыл в Гроссвардейн в апреле 1765 года. В его обязанности входила подготовка концертов духовной музыки, а после того, как по его рекомендации был построен небольшой театр, опер и других театральных постановок. Богатая музыкальная жизнь там внезапно оборвалась в 1769 году, когда Патачич, обвиненный императорским двором в предполагаемых злоупотреблениях, уволил большинство своих исполнителей. Диттерса попросили остаться, но он нашел новую должность у графа Филиппа Готарда фон Шаффгоча, князя-епископа Бреслау (ныне Вроцлав), который жил в изгнании в замке Йоханнисберг (Янский Врх), недалеко от Яуэрнига (Яворник). Планируя концертное турне, он первоначально согласился остаться только с 1 ноября 1769 года по 31 мая 1770 года, но Шаффготш уговорил его остаться. В начале 1770 года Диттерс узнал, что благодаря инициативе Шаффгоча он стал кавалером Золотой шпоры, и позже в том же году он отказался от своих планов путешествовать, когда Шаффгоч, не имея возможности позволить себе нанять капельмейстера, добился для него пожизненной работы в качестве форштайнера княжества Нейсе (Ниса) и возвращения этой должности об Амтшауптмане из Фрейвальдау (Есенике), что потребовало бы его облагораживания. Будучи фактическим капельмейстером Йоханнисберга, Диттерс взялся за совершенствование оркестра и набор певцов. По его предложению в 1771 году в башне, примыкающей к замку, был построен небольшой театр, для которого Диттерс написал серию итальянских опер. 3 марта 1772 года Диттерс женился на Николине Тринк, придворной венгерской сопрано, которая ранее пела в Гроссвардейне. На следующий год, 5 июня, императрица Мария Терезия пожаловала ему дворянский патент, по которому он получил дополнительную фамилию “фон Диттерсдорф”. В декабре он дирижировал в Вене двумя представлениями своей оратории "Эстер", написанной по заказу императорского капельмейстера Ф.Л. Гассмана для Тонкюнстерского общества. Позже он утверждал в своей автобиографии, что ему предложили должность Гассмана, когда Гассман умер в начале 1774 года, но он отказался от нее, потому что его заработок в Йоханнисберге был выше. Концерты и театральные постановки продолжались в Йоханнисберге до тех пор, пока Шаффгоч не закрыл театр в 1776 году; позже в том же году Диттерсдорф выставил несколько опер на продажу князю Эстерхази. Во время войны за баварское наследство (1778-1799) Шаффгоч распустил своих исполнителей и бежал в Брюнн (Брно), оставив Диттерсдорфа выполнять свои административные обязанности во Фрейвальдау. Позднее музыкальное заведение было восстановлено, но театр так и не открылся вновь, и в 1785 году Иосиф II передал административное управление епископством барону А.В. фон Кашниц, который резко сократил доходы и деятельность в Йоханнисберге. Тем временем в Вене появились новые возможности. Во время продолжительного пребывания там в 1786-1787 годах Диттерсдорф дирижировал хорошо зарекомендовавшим себя исполнением своей новой оратории "Джоб" в пользу Тонкюнстерского общества. Он также добился финансового успеха благодаря своим 12 симфониям, основанным на "Метаморфозах" Овидия, и получил прибыль от триумфальной премьеры своей немецкой комической оперы "Аптекарь и доктор", которая привела к еще трем заказам на постановку. Явно не желая возобновлять работу в Йоханнисберге, Диттерсдорф 24 ноября 1786 года направил прошение о приеме на работу своему давнему стороннику, королю Пруссии Фридриху Вильгельму II, но оно было отклонено. Он вернулся в Йоханнисберг в начале 1787 года и обнаружил, что высокооплачиваемых артистов заменили любители, однако ему удалось основать самодостаточный театр на окраине Яуэрнига. Он был официально уволен со своего поста гауптмана приказом от 17 июля 1788 года, но другие документы указывают на то, что он продолжал служить до 1795 года. Тем временем прусский король пригласил Диттерсдорфа в Берлин после того, как осенью 1788 года услышал исполнение его произведений в Бреслау; примерно в это время Диттерсдорф начал страдать от подагры. Во время своего визита в 1789 году Диттерсдорф увидел исполнение новых симфоний, постановку "Аптекаря", ставшего теперь знаменитым, и прибыльную постановку "Джоба" для собственного бенефиса, но ему не предложили работу. Когда в 1790 году к власти пришел император Леопольд II, обстоятельства в Йоханнисберге улучшились, что позволило Шаффготшу предоставить Диттерсдорфу две новые административные должности; но в 1794 году враги композитора в Йоханнисберге, как сообщается, убедили Шаффготша запретить ему покидать замок и лишить этих должностей, а когда Шаффготш умер в январе 1795 года, Диттерсдорф получил лишь скудное содержание. пенсия. Несмотря на слабое здоровье, Диттерсдорф за последние пять лет написал множество произведений, в том числе симфонии, множество пьес для клавишных инструментов и торжественную мессу до мажор, посвященную преемнику Шаффгоча (1797). Он также писал сценические работы для нового театра герцога Фридриха Августа фон Брауншвейг-Оэльса в Оэльсе (Олесница). В мае 1797 года, больной и обедневший, он поселился в замке Рот-Лхота барона Игнаца фон Штильфрида (Червена Лхота) в Чехии и провел свои последние месяцы в Нойхофе, еще одном замке, принадлежавшем Штильфриду. За два дня до смерти он закончил диктовать свою автобиографию одному из своих сыновей.

Ноты сочинений Карла Диттерса фон Диттерсдорфа на сайте библиотеки IMSLP