Диттерсдорф, Карл Диттерс фон
1739 - 1799
Назад
Dittersdorf, Carl Ditters von
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карл Диттерс фон Диттерсдорф был австрийским композитором и скрипачом. После многообещающего раннего успеха в Вене он обосновался на скромной карьере провинциального капельмейстера и администратора. Он сочинял обильно, несмотря на официальные обязанности, которые занимали его большую часть жизни, и его в целом высокий стандарт мастерства принес ему признание как ведущей фигуры венской классической школы.
Рожденный у Пауля Диттерса, костюмера при императорском дворе и театре в Вене, и его жены Анны (урожденной Ванделин), Диттерс пользовался преимуществами иезуитского школьного образования, частных уроков и, с семилетнего возраста, уроков скрипки. Около 1750 года он начал занятия со скрипачом Й.П. Циглером, и вскоре был принят в оркестр Шоттенкирхе. Вскоре после этого он был принят камер-пажом князем Йозефом Фридрихом фон Саксен-Хильдбургхаузеном, чья капелла была одной из лучших в Вене; с 1 марта 1751 года он играл в оркестре, выполнял черную работу и обучался музыке и другим предметам. Со скрипачом Трани он изучал итальянские произведения и готовился как солист, в то время как Джузеппе Бонно обучал его контрапункту и композиции по методу Фукса. К концу 1750-х годов Диттерс заработал репутацию композитора инструментальной музыки и начал получать заказы на симфонии и концерты.
Когда князь покинул Вену в 1761 году, чтобы принять регентство в Хильдбургхаузене, он нашел employment для большинства своих музыкантов у графа Джакомо Дураццо, императорского директора театра. Дураццо нанимал Диттерса до 1764 года в качестве солиста и оркестрового музыканта в Бургтеатре и при дворе. Диттерс, к тому времени признанный виртуоз и композитор, исполнял свои собственные скрипичные концерты в более чем 20 сольных выступлениях на концертах в Бургтеатре, где также исполнялись его симфонии и концерты для духовых инструментов. Сопровождая Глюка в Италию в 1763 году, он дал благоприятно принятые выступления, и в 1764 году ему было поручено написать мессу для франкфуртской коронации эрцгерцога Иосифа (впоследствии императора Иосифа II) в качестве короля римлян. В том же году его контракт истек, и во время трудных переговоров с графом Венцелем Спорком, преемником Дураццо, Диттерс принял пост капельмейстера у Адама Патачича, епископа Гроссвардейна (ныне Орадя, Румыния), сменив Михаэля Гайдна. После набора других музыкантов он прибыл в Гроссвардейн в апреле 1765 года. Его обязанности включали подготовку концертов, духовной музыки и, после того как по его рекомендации был построен небольшой театр, опер и других театральных произведений.
Богатая музыкальная жизнь там внезапно прекратилась в 1769 году, когда Патачич, обвиненный при императорском дворе в предполагаемых excesses, уволил большинство своих исполнителей. Диттерс, хотя его просили остаться, нашел новую должность у графа Филиппа Готтхарда фон Шаффготша, князя-епископа Бреслау (ныне Вроцлав), который жил в изгнании в замке Йоханнисберг (Янски Врх), около Яуэрнига (Яворник). Планируя концертный тур, он изначально согласился остаться только с 1 ноября 1769 года по 31 мая 1770 года, но Шаффготш уговорил его остаться. В начале 1770 года Диттерс узнал, что он был назван рыцарем Золотой шпоры по инициативе Шаффготша, и позже в том же году он отказался от своих планов путешествия, когда Шаффготш, не могущий позволить себе капельмейстера, обеспечил ему пожизненную employment в качестве форстмейстра княжества Нейссе (Ныса) и право наследования поста амтгауптманна Фрейвальдау (Есеник), что потребовало бы его возведения в дворянство. Как де-факто капельмейстер в Йоханнисберге, Диттерс предпринял улучшение оркестра и набор певцов. Шаффготш, в соответствии с его предложением, завершил строительство небольшого театра в 1771 году в башне, примыкающей к замку, для которого Диттерс написал серию итальянских опер. 3 марта 1772 года Диттерс женился на Николине Тринк, венгерской сопрано при дворе, которая ранее пела в Гроссвардейне. В следующем году, 5 июня, императрица Мария Терезия предоставила ему патент на дворянство, которым он приобрел дополнительную фамилию "фон Диттерсдорф". В декабре он дирижировал двумя исполнениями в Вене своей оратории "Эсфирь", заказанной для Общества музыкантов императорским капельмейстером Ф.Л. Гассманом. Позже он утверждал в своей автобиографии, что ему была предложена должность Гассмана, когда Гассман умер в начале 1774 года, но он отказался от нее, потому что его заработок был выше в Йоханнисберге.
Концерты и театральные постановки продолжались в Йоханнисберге до тех пор, пока Шаффготш не закрыл театр в 1776 году; позже в том же году Диттерсдорф предложил несколько опер для продажи князю Эстерхази. Во время Войны за баварское наследство (1778-1779) Шаффготш уволил своих исполнителей и бежал в Брюнн (Брно), оставив Диттерсдорфа выполнять свои административные обязанности во Фрейвальдау. Музыкальное учреждение позже было восстановлено, но театр так и не reopened, и в 1785 году Иосиф II передал административный контроль над епископством барону А.В. фон Кашницу, который drastically сократил доходы и деятельность в Йоханнисберге.
Тем временем новые возможности манили в Вене. Во время продолжительного пребывания там в 1786-1787 годах Диттерсдорф дирижировал благоприятно принятым исполнением своей новой оратории "Иов" в пользу Общества музыкантов. Он также enjoyed финансовый успех со своими 12 симфониями, основанными на "Метаморфозах" Овидия, и получил прибыль от триумфальной премьеры своей немецкой комической оперы "Аптекарь и доктор", которая привела к трем дальнейшим сценическим заказам.
По-видимому, не желая возобновлять работу в Йоханнисберге, Диттерсдорф отправил прошение о приеме на работу своему давнему покровителю Фридриху Вильгельму II Прусскому 24 ноября 1786 года, но оно было отклонено. Он вернулся в Йоханнисберг в начале 1787 года и обнаружил, что высокооплачиваемые исполнители были заменены любителями; тем не менее ему удалось создать самоокупаемый театр на окраине Яуэрнига. Он был официально уволен с поста амтгауптманна приказом от 17 июля 1788 года, но другие документы указывают на то, что он продолжал служить до 1795 года. Тем временем прусский король пригласил Диттерсдорфа в Берлин после прослушивания исполнения его произведений в Бреслау осенью 1788 года; примерно в это время Диттерсдорф начал страдать от подагры. Его визит в 1789 году ознаменовался исполнением новых симфоний, постановкой теперь уже знаменитого "Аптекаря" и выгодным исполнением "Иова" в пользу самого Диттерсдорфа, но предложения о работе не последовало.
Когда император Леопольд II пришел к власти в 1790 году, обстоятельства в Йоханнисберге улучшились, что позволило Шаффготшу предоставить Диттерсдорфу две новые административные должности; но в 1794 году враги композитора в Йоханнисберге, по сообщениям, убедили Шаффготша запретить ему доступ в замок и отозвать эти должности, и когда Шаффготш умер в январе 1795 года, Диттерсдорф получил лишь скудную пенсию. Несмотря на плохое здоровье, Диттерсдорф за последние пять лет жизни сочинил многочисленные произведения, включая симфонии, множество клавирных пьес и "Торжественную мессу" до мажор, посвященную преемнику Шаффготша (1797). Он также написал сценические произведения для нового театра герцога Фридриха Августа фон Брауншвейг-Эльсского в Эльсе (Олесница). В мае 1797 года, больной и обнищавший, он принял предложение о проживании в замке Рот Лгота (Червена Лгота) барона Игнаца фон Штильфрида в Богемии, и свои последние месяцы он провел в Нойхофе, другом замке, принадлежавшем Штильфриду. За два дня до смерти он закончил диктовать свою автобиографию одному из своих сыновей.
Произведения Диттерсдорфа охватывают почти весь период развития венского классического стиля и включают существенный вклад в большинство популярных жанров его времени. Доступные и увлекательные, они соответствовали современным вкусам, и многие были широко распространены. Однако подлинность многих произведений, приписываемых ему, до сих пор невозможно проверить, и доступные данные следует рассматривать как предварительные. Это особенно верно в случае симфоний.
Как отметил Диттерсдорф в своей автобиографии, его театральный опыт в Гроссвардейне заложил основу для его последующих оперных успехов, и сохранившиеся комические оперы, которые он написал для Йоханнисберга, убедительно демонстрируют его искусность в современном стиле оперы-буффа. Признание, которое встретило его первую немецкую комическую оперу для Вены "Аптекарь и доктор" (1786), продвинуло его к славе, но его поздние немецкие произведения для Эльса принесли ему едва ли больше чем местное признание. В совокупности немецкие оперы Диттерсдорфа отличаются поразительными тональными контрастами, оркестровыми эффектами и диапазоном стилей, который включает как цветистую итальянскую мелодию, так и простоту традиционной немецкой песни. Они важны своей решающей ролью в обогащении до сих пор скромного жанра зингшпиля элементами оперы-буффа; особенно значительны расширенные финалы, чьи многосекционные конструкции, включающие многочисленные изменения тональности, метра и темпа, послужили прототипом для немецких опер современников и преемников.
Из месс, приписываемых Диттерсдорфу, изучено относительно немного. Они включают традиционные элементы, такие как длинные фуги и вокальная колоратура, но отдают предпочтение прогрессивным чертам, причем некоторые структуры напоминают сонатную форму. Оркестровка отличается облигатным письмом, таким как сложные соло скрипки и фагота в разделе "Бенедиктус" Мессы до мажор K327. Если, как полагают, это коронационная месса 1764 года для эрцгерцога Иосифа, то самим Диттерсдорфом был скрипач-солист. Современные статьи, восхваляющие мессы Диттерсдорфа, могли быть написаны самим композитором.
Симфонии Диттерсдорфа охватывают практически всю его карьеру, и его меняющийся подход к жанру отражает признанные модели эволюции венской инструментальной музыки XVIII века. За исключением группы ранних трехчастных произведений, почти все написаны в четырех частях. В то время как самые ранние симфонии имеют небольшие масштабы, нервную энергию и скромную инструментовку, более поздние тяготеют к более протяженным структурам, более простым темам, богатой гармонии и более сложной оркестровке. Большинство первых частей в темпе аллегро демонстрируют процедуры сонатной формы, тогда как бинарные формы, распространенные в ранних медленных частях, и различные формы в ранних финалах уступают место во многих поздних произведениях рондо. В одном примечательном позднем финале, в Симфонии ля мажор gA-11/A-16, K119, обозначенном "рекапитулирующим", принцип рондо служит основой для воспоминания тем из предыдущих частей.
Из приблизительно 43 концертов, вероятно являющихся подлинными, 18 написаны для скрипки. Большинство из них, вероятно, датируются временем выступлений Диттерсдорфа на концертах в Бургтеатре в начале 1760-х годов, тогда как многие другие, вероятно, были сочинены для музыкантов в Гроссвардейне. Поверхностно похожие на скрипичные концерты Йозефа Гайдна, концерты Диттерсдорфа почти все написаны в мажорных тональностях и в трех частях, причем средняя часть находится в субдоминанте или доминанте. Их быстрые части каждая имеют четыре тутти и три сольных раздела с репризой, в то время как средние части в основном демонстрируют бинарный план из трех тутти и двух соло. Форма рондо встречается редко, но появляется в финале Концерта для клавесина ля мажор la32 1779 года.
Камерная музыка Диттерсдорфа отражает широкое разнообразие современных жанров, форм и инструментовок и включает сочинения в двух, трех, четырех и пяти частях (последние с двумя менуэтами), а также различные сюитоподобные конструкции. Струнные квартеты и квинтеты отдают предпочтение трехчастной схеме, и более половины имеют менуэт в качестве средней части. В письме, написанном издателю Артарии в 1788 году, Диттерсдорф утверждает, что потратил более года на свои квартеты k191-196, которые, как он говорит, с характерным ему отсутствием сдержанности, превосходят квартеты Плейеля и Гайдна. Эти произведения отличаются разнообразной фактурой, тонкой динамикой и мелодиями, подходящими для диалога; они напоминают произведения Гайдна в использовании длинных педалей, мотивных построений и внезапных, но хорошо рассчитанных переходов в отдаленные тональности.
В известном интервью Диттерсдорфа с Иосифом II, пересказанном в автобиографии, его музыка сравнивается с "обильной и прекрасно поданной трапезой. Блюда все вкусные, и можно взять хорошую порцию каждого без риска несварения". Увы, хотя и привлекательная, его музыка оказалась уязвимой для изменчивого вкуса публики, и немногие произведения были предназначены для длительной популярности, как бы восторженно их ни принимали первоначально.
Симфонии
Около 120 симфоний, включая:
Оперы
Немецкие комические оперы:
Оратории
Мессы
Концерты
43 концерта, включая:
Камерная музыка
Струнные квартеты:
Прочие сочинения
Ноты сочинений Карла Диттерса фон Диттерсдорфа на сайте библиотеки IMSLP