Конфорто, Никола
1718 - 1793

Назад

Никола Конфорто (Nicola Conforto) - Итальянский композитор

Родился 25 сентября 1718 года, Неаполь - умер 17 марта 1793 года, Аранхуэс. 

Учился у Джованни Фишьетти и Франческо Манчини в консерватории Святой Марии Лорето в Неаполе. Его первая опера "Буффе", поставленная в Неаполе и Риме в 1746 и 1747 годах, имела такой успех, что в 1750 году он был приглашен Сан-Карло для постановки "Антигоны" Метастазио (также успешно поставленной в Лондоне в 1757 году). В 1751 году австрийский посол в Неаполе поручил ему сочинить кантату "Гли орти Эспериди" ко дню рождения Марии Терезии. За этим последовали заказы на сочинение "Сироэ" Метастазио ко дню именин Фердинанда VI в следующем году и "Эроэ чинезе" ко дню рождения короля в 1754 году. Успех этих произведений в Мадриде был таков, что он получил назначение сочинять оперы для двора. После прибытия в Мадрид (14 октября 1755 года) он написал две серии опер, которые были роскошно поставлены в следующем году – "Нинфа смаррита" и первая постановка "Ниттети" Метастазио. Тогда его годовая зарплата была увеличена почти вдвое, и он получил грант на то, чтобы привезти из Италии свою жену, певицу Зефферини Ансельми (на которой он женился в 1749 году), и двух сыновей. После того, как Карлос III взошел на испанский престол в 1759 году, значение Конфорто пошло на убыль. С тех пор он время от времени писал праздничную музыку и пользовался титулом королевского маэстро де Капилья, но не создавал масштабных театральных произведений. Возможно, он был единственным композитором, создавшим "La pace fra la tre dee" Метастазио. Конфорто написал блестящие, приятные мелодии, похожие на мелодии Коррадини, Меле, Давида Переса и других неаполитанских композиторов, которые были привезены на Пиренейский полуостров. В сотрудничестве со знаменитым кастрато Фаринелли, который в то время руководил придворными театрами в Аранхуэсе и Буэн-Ретиро, он сыграл важную роль в формировании вкуса к итальянской опере в Испании: его произведения исполнялись итальянскими певцами на итальянском языке (за исключением теноровых партий, отведенных Рааффу) с использованием двуязычных либретто для тех, кто не знает этого языка. Он не примкнул к национальным течениям и остался в Испании скорее по деловым соображениям, чем по художественным. В его церковной музыке, написанной после 1759 года, заметно влияние Фейху, который выступал против использования скрипок в литургической музыке. Из его девяти оплакиваний для сопрано соло и оркестра (1766) в трех "Страстной пятнице" скрипки не используются, в то время как в первом "Страстной субботе" струнные отсутствуют, за исключением любовных альтов; его "Горе от ума" для трех хоров (1768) сопровождается альтами и деревянными духовыми.

Ноты сочинений Никола Конфорто на сайте библиотеки IMSLP