Буржуа, Тома-Луи
1676 - 1751

Назад

Bourgeois, Thomas-Louis

  • Дата рождения: 24 октября 1676
  • Место рождения: Фонтен-л'Эвек, Франция
  • Дата смерти: январь 1750 или 1751
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Тома-Луи Буржуа был французским композитором и певцом эпохи барокко. Его имя впервые появляется как композитора в 1701 году, когда в Париже у Баллара были опубликованы два тома "Трио-пьес". В следующий раз о нем слышно как о руководителе музыки в соборе Страсбурга, где он работал с 1703 по 1706 год. Согласно титульной странице его балета "Удовольствия мира" (1715), он в некоторое время занимал аналогичную должность в Туле. С 1708 по 1711 год он пел в Парижской Опере; де ла Борд высоко отзывался о его контратеноровом голосе. Последним крупным назначением Буржуа была должность суперинтенданта музыки у герцога Бурбонского, на службе у которого он работал с 1715 по 1721 год, после чего, по-видимому, вел профессиональную жизнь, которая приводила его из одного провинциального города в другой, включая Лилль, Лион, Пуатье и Дижон, а также в Бельгию и Нидерланды. Его последние годы жизни остаются неясными, и он умер в бедности.

Творчество

Буржуа внес значительный вклад в развитие французской кантаты XVIII века. Его первые произведения в этом жанре появились всего через несколько лет после работ Морена и Бернье. Исследования показали, что он написал гораздо больше кантат и кантатилл, чем ему приписывается. Из его 40 таких работ только 19, по-видимому, сохранились; они свидетельствуют о прекрасном лирическом даре и чувствительном воображении, а также о диапазоне настроений от нежной пасторальности до энергии и значительной мощи. Его "Верный пастух" из его первой книги кантат (1708), возможно, является его наиболее характерным произведением. Его кантаты можно считать его самым важным вкладом в музыку своего времени.

Он также писал балеты и дивертисменты, два из которых, "Замаскированные амуры" и "Удовольствия мира", были поставлены в Парижской Опере. Буржуа участвовал в знаменитых увеселениях герцогини Мэн, известных как "Ночи в Со", своим дивертисментом "Граф де Габалис" (1714) и сотрудничал с Жаком Обером в "Диане", исполненной при дворе в 1721 году. Некоторые из его дивертисментов были написаны и исполнены в провинциях, где он работал, но немногие сохранились.

Произведения

Кантаты

  • Книга 1: "Борей", "Верный пастух", "Гиппомен", "Ариадна", "Сирены", "Кефал и Аврора" (1708)
  • Книга 2: "Зефир и Флора", "Психея", "Федра и Ипполит", "Амур и Психея" (1718)
  • "Анакреонтические французские кантаты, или камерная музыка": "Лира Анакреона", "Тиранический", "Дитя Венеры" (после 1715)
  • Отдельные кантаты и кантатиллы: "Царствуй, любовь, в моей душе" (1713), "Неосторожный супруг" (1721), "Амур-врач" (ок. 1740), "Амур — пленник красоты" (до 1742), "Амур-художник" (1744), "Диана и Эндимион" (1744), "Амур-музыкант" (1744)

Сценические произведения

  • "Замаскированные амуры" (опера-балет, пролог, 3 акта) (1713)
  • "Граф де Габалис и элементарные народы" (дивертисмент) (1714)
  • "Удовольствия мира" (опера-балет, пролог, 3 акта) (1715)
  • "Диана" (дивертисмент) (1721), вокальная музыка Буржуа, симфонии Ж. Обера
  • "Трудности и удовольствия любви" (героический балет, пролог, 3 акта) (1730), не поставлен
  • "Идиллия Рамбуйе" (дивертисмент) (1735)

Прочие произведения

  • "Трио-пьесы" (1701)
  • Одна книга арий (ок. 1705), утеряна
  • Отдельные арии в "Сборниках" Баллара (1706, 1707, 1713)
  • Два мотета с большим хором, утеряны
  • "Трио для мюзеттов и виел" (упомянуто в каталоге 1742 года)

Ноты сочинений Тома-Луи Буржуа на сайте библиотеки IMSLP