Бессе, Жан Батист, Сьер де Део
1614 - 1685

Назад

Boësset, Jean Baptiste, Sieur de Dehault

  • Дата рождения: 29 февраля 1614 г.
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 25 декабря 1685 г.
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан Батист Бессе был французским композитором, старшим сыном Антуана Бессе. Он служил при французском дворе на различных должностях в течение почти полувека. Он унаследовал от отца пост суперинтенданта музыки Королевской камеры, полугодовую должность, которую он разделял с Оже, Камбефором и Жаном-Батистом Люлли (первым). Как и его отец, он был руководителем музыки королевы-матери, пока его не сменил на этом посту Робер Камбер, а с 1662 года — руководителем музыки камеры, певцом и руководителем певчих детей, должности, которые он занимал до своей смерти. Он также был камер-джентльменом в 1646 году, рыцарем в 1648 году, советником и метрдотелем короля в 1651 году и руководителем музыки королевы в 1660 году; этот последний титул он продал Лоренцани в 1679 году. Помимо четырех придворных арий, включенных в восьмую книгу "Арий" его отца 1632 года, он написал две оперы: "Смерть Адониса", исполненную для короля в 1678 году, и "Алфей и Аретуза", представленную "в Фонтенбло в концертной форме" вскоре после его смерти в 1686 году. Он также участвовал в создании 12 придворных балетов с 1653 по 1666 год. Лоре описывает его как композитора мотетов, а Броссар приписывает ему семь мотетов, которые появляются под именем Бессе только в одной рукописи в Национальной библиотеке в Париже.

Сын Бессе, Клод Жан Батист, сьер де Лоне, унаследовал титул руководителя музыки Королевской камеры от своего отца, но получил приказ продать его Жану-Батисту Люлли (второму) в мае 1695 года. Клод Жан Батист обеспечил переиздание Жаном-Батистом Кристофом Баллардом произведений своего деда, Антуана Бессе, в 1689 году.

Творчество

Жан Батист Бессе продолжил музыкальную династию, основанную его отцом, и занимал ключевые посты при дворе Людовика XIV. Его творчество охватывает переходный период от эпохи придворного балета и арии к зарождению французской оперы. Хотя большая часть его музыки утрачена, сохранившиеся произведения демонстрируют владение как светскими, так и духовными жанрами. Его участие в создании придворных балетов и две собственные оперы ставят его в один ряд с композиторами, формировавшими французский музыкальный театр до доминирования Люлли. Его духовная музыка, включая мессы и мотеты, продолжает традиции французской полифонии.

Произведения

Оперы

  • "Смерть Адониса" ("La mort d'Adonis") (утрачена)
  • "Алфей и Аретуза" ("Alphée et Arétuse") (утрачена)

Придворные балеты (участие)

  • "Балет ночи" ("Ballet de la nuit")
  • "Балет времени" ("Ballet du temps")
  • "Балет удовольствий" ("Ballet des plaisirs")
  • "Балет Психеи" ("Ballet de Psyché")
  • "Балет Алкидианы" ("Ballet d'Alcidiane")
  • "Балет насмешки" ("Ballet de la raillerie")
  • "Балет триумфа Вакха" ("Ballet du triomphe de Bacchus")

Вокальная музыка

  • "Четыре придворных арии" ("Four airs de cour")
  • "Арии для концерта камерной музыки королевы" ("Airs pour le concert de la chambre de la musique de la reyne")

Духовная музыка

  • "Месса для четырех голосов и генерал-баса" ("Mass, 4vv, bc")
  • "Месса для пяти голосов и генерал-баса" ("Mass, 5vv, bc")
  • "Месса третьего тона для четырех голосов и генерал-баса" ("Mass 'du Tiers', 4vv, bc")
  • "Славься, Царица" ("Salve regina")
  • "Анна, мать матери Искупителя" ("Anna mater matris Redemptoris")
  • "Из глубины" ("De profundis")
  • "Утреня" ("Mag")
  • "Господи, спаси короля" ("Domine salvum fac Regem")

Ноты сочинений Жана Батиста, Сьера де Део Бессе на сайте библиотеки IMSLP