https://baroquemusic.ru/artists/tatyana-grindenko

Татьяна
Гринденко

Назад

Специализация: Барочная скрипка, Скрипка, Дирижёр

Информация об исполнителе

Скрипачка, основатель ансамблей "Академия старинной музыки" и "OPUS POSTH".

Биография Татьяны Гринденко поначалу ничем не отличалась от биографии других музыкально одаренных детей. В 6 лет девочку приняли в харьковскую Специальную музыкальную школу, в 8 лет она уже играла с харьковским оркестром концерт Баха, затем после недолгой учебы в Ленинградской десятилетке поступила в московскую Центральную музыкальную школу в класс Юрия Янкелевича. У него же окончила консерваторию (1971) и аспирантуру, попутно собирая конкурсные премии – первые на IX Всемирном фестивале молодежи в Софии (1968), на Всесоюзном конкурсе скрипачей (1969) и Международном конкурсе имени Венявского (1972), четвертую – на IV Международном конкурсе имени Чайковского (1970).

Но потом что-то пошло не так. Традиционному репертуару концертирующих скрипачей и большим оркестрам Татьяна Гринденко предпочла старинную и современную музыку, камерные оркестры и ансамблевое музицирование. «Скрипачка, которая не пожелала быть „звездой“», как однажды назвали Гринденко, выбрала свой путь.

На этом пути были не только академические жанры: в 1976 году она входит в состав рок-группы «Бумеранг», затем «Форпост», уже в 2005-м со своим ансамблем ‘’OPUS POSTH’’, с лидером группы «АукцЫон» Леонидом Федоровым и контрабасистом Владимиром Волковым записывает альбом «Таял», признанный журналом «Афиша» лучшим русским альбомом года.

Гринденко не меняется с возрастом, оставаясь всегда открытой для экспериментов. Сейчас это кажется естественным, но в 1970-е воспринималось непростительной дерзостью. На академическую сцену она, к примеру, могла позволить себе выйти босиком, считая, что характер программы не предполагает наличие обуви. Непокорную Гринденко в 1978 году «прикрыли» – на протяжении десяти лет не выпускали на зарубежные гастроли, лишали престижных залов. Но эти обстоятельства никак не повлияли на способ ее существования и философию жизни, которая определяет и круг профессионального общения скрипачки. В 1970-е это композиторы Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Альфред Шнитке, скрипач (а тогда и муж) Гидон Кремер. Их совместные концерты проходили и в Большом зале Ленинградской филармонии.

Дебютировала Гринденко здесь как победитель Всесоюзного конкурса скрипачей, проходившего в Ленинграде. 26 декабря 1969-го выступила в концерте лауреатов с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Темирканова (это был повтор прошедшего 24 декабря в зале Капеллы концерта, программа не сохранилась, есть сведения в картотеке и анонсе). 3 апреля 1970 года играла в числе обладателей первых премий Всесоюзных конкурсов в разных номинациях. Все они состоялись в 1969-м и по существу являлись отбором для участия в IV Международном конкурсе имени Чайковского. Концерт Чайковского скрипачка «обыгрывает» в мае 1970-го в Большом зале с Заслуженным коллективом, дирижирует Владислав Чернушенко. И это окажется одной из редких традиционных программ Татьяны Гринденко в филармонии.

С января 1972 года следует череда ее совместных выступлений с Гидоном Кремером (сонаты для двух скрипок Телемана, Регера, Прокофьева), с Борисом Пергаменщиковым (церковные сонаты Моцарта). 27 октября 1977 года в программе с Симфоническим оркестром под управлением Эри Класа звучат два посвященных Гринденко и Кремеру сочинения: ленинградская премьера ‘’Tabula rasa’’ Арво Пярта и Concerto grosso № 1 Альфреда Шнитке (впервые музыканты исполнили Concerto grosso 21 марта 1977-го в Малом зале имени Глинки).

Когда покинувшему СССР Кремеру впервые после длительного перерыва разрешили в мае 1988 года выступить в Ленинградской филармонии, они вновь появляются с Гринденко в совместных программах: исполняют в Малом зале опусы для двух скрипок Карлхайнца Штокхаузена и Виктора Суслина, повторяют уже игранные когда-то сочинения, в их числе и ‘’Tabula rasa’’ Пярта с оркестром «Кремерата Балтика» (2014). А в 1997 году на фестивале к 90-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича играют в Большом зале его Квартеты № 2 и № 8 в составе звездного ансамбля – Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Юрий Башмет и организатор фестиваля Мстислав Ростропович.

В залах Филармонии проходят и сольные концерты скрипачки, в программах, наряду с Моцартом, Шубертом, современная и старинная музыка. Среди пианистов, с которыми играет Гринденко, прекрасный музыкант Юрий Смирнов. Но чаще всего она выступает в ансамбле с Алексеем Любимовым. 1 марта 1977 года они представляют в Малом зале программу светской музыки позднего европейского Средневековья, затем будут концерты французского, немецкого барокко. В концертах объединяются с близкими по духу музыкантами – сопрано Лидией Давыдовой, тенором Алексеем Мартыновым, перкуссионистом Марком Пекарским, флейтистом Олегом Худяковым.

В филармонических залах Татьяна Гринденко и Алексей Любимов играют вечера сонат Баха, Моцарта, с Литовским камерным оркестромСаулюса Сондецкиса – двойные концерты Вивальди, Гайдна. В 1982 году они создадут собственный ансамбль «Академия старинной музыки» – один из первых в стране коллективов, ориентированных на аутентичное исполнение. В «Академии» на виоле да гамба играет брат скрипачки – Анатолий Гринденко. Какое-то время Татьяна Гринденко сама собирала музыкальные инструменты, близкие к историческим аналогам.

Ансамблем «Академия старинной музыки» Гринденко руководит и сегодня. В Малом зале Петербургской филармонии музыканты последний раз выступали с концертом на фестивале «Музыкальная коллекция» 2 июня 2011 года. Но в это время руководитель «Академии» больше увлечена другим своим коллективом – ансамблем ‘’OPUS POSTH’’, который она создает в 1999 году специально для проекта «Новое сакральное пространство». Этот ансамбль – общее детище Татьяны Гринденко и ее мужа композитора Владимира Мартынова.

Его пьесы скрипачка исполняла в филармонических концертах с 1973 года, в 1977 году играла в созданной Мартыновым рок-группе «Форпост». Близок оказался Гринденко и уход Мартынова от традиционного понимания места композитора в современном музыкальном контексте. Собственную философию композиторского творчества Мартынов позже изложит в книгах «Конец времени композиторов» (М.: Русский путь, 2002) и «Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности» (М.: Классика-XXI, 2005). Если кратко, то заключается она в том, что вся авторская музыка уже написана и ресурсы ее исчерпаны, а единственно возможный сегодня путь – посткомпозиторская музыка, в которой важнее автора становятся некомпозиторские практики – фольклор, григорианика, византийское осьмигласие, при этом в процессе самого концерта ключевыми являются элементы ритуала и коллективной работы музыкантов и публики.

В авторстве, впрочем, Владимир Мартынов себе не отказывает: в 2008-м в Малом зале ансамбль Татьяны Гринденко "OPUS POSTH." представляет в Петербургской филармонии его сочинение "Der Abshied" (памяти отца), в ноябре 2010-го в Большом зале – этномифологическую сюиту на тексты Велимира Хлебникова «Дети выдры» (вместе с фольклорным ансамблем из Тывы «Хуун-Хуур-Ту» и пермским хором «Млада»).

Несколько концертов ансамбль "OPUS POSTH." дает в Большом зале в 2014 году. На Великопостных сезонах в марте (программу повторят в июне) соединяет сочинения Генделя и Вивальди с минималистическими опусами Гласса и Мартынова и Маленькими притчами для детей и взрослых Монаха Варнавы (Савина). На зимнем фестивале «Площадь Искусств» в декабре включают в программу музыку Генри Пёрселла и современников – Александра Маноцкова и Майкла Наймана.

Свой последний на момент написания статьи концерт в Большом зале Татьяна Гринденко и ее ансамбль "OPUS POSTH." дали 24 марта 2018 года. Он был посвящен памяти режиссера Юрия Петровича Любимова, с которым ансамбль сотрудничал несколько лет, а в 2004-м, к 40-летию театра, участвовал в премьере спектакля Любимова «Идите и остановите прогресс (Обэриуты)». В программу этого мемориального вечера вошла музыка Мартынова к спектаклю «Старик и море» ученика Любимова Анатолия Васильева, с которым Татьяну Гринденко тоже связывала совместная работа.

В спектаклях театра Васильева «Школа драматического искусства» Гринденко была музыкальным руководителем постановок «Король-пастух» Галуппи (1998) и «Моцарт и Сальери» (1999). В ее послужном списке и другие театральные работы: участие в экспериментальной постановке Екатерины Поспеловой «Волшебной флейты» в театральном центре «На Страстном» (2004), русской оперы Фомина «Орфей и Эвридика», представленной в режиссуре Ильи Эпельбаума в московском театре «Тень» (2006).

Перед Татьяной Гринденко открывались блестящие перспективы скрипача-виртуоза. После разрешения на зарубежные гастроли (1988) она концертировала по миру, играла с оркестрами Вены и Лондона, Лейпцига и Лос-Анджелеса, Базеля и Парижа – под управлением Курта Мазура, Курта Зандерлинга, в стране – Кирилла Кондрашина, Геннадия Рождественского, Юрия Темирканова… Но шумной славе она предпочла открытия неизведанных территорий – новой (даже если она старая) музыки, новых форм музицирования, новых смыслов. Эти открытия разделяет с Татьяной Гринденко и ее преданная петербургская публика, которая сегодня, как и полвека назад, ждет от встреч с музыкантом и ее ансамблями нестандартных программ и неожиданных впечатлений.