Скрипка
НазадО скрипке
СКРИПКА (итал. violino, франц. violon, нем. Violine, Geige, англ. violin), струнный смычковый инструмент.
Наименьший по размеру и самый высокий по тесситуре в скрипичном семействе. Общая длина ок. 60 см, длина корпуса ок. 36 см (для обучения детей используются и скрипки меньших размеров). Корпус 8-образной формы, с с-образными вырезами по бокам – “эсами”, которые образуют “талию” инструмента, облегчающую веде́ние смычка. Верхняя и нижняя деки слегка выпуклые, сложнопрофилированные, соединяются обечайкой. Приблизительно в центре верхней деки расположены два f-образных резонаторных отверстия – “эфы”, между которыми располагается подставка, на которую опираются струны. Вклеенная в корпус шейка накрывается грифом без ладков, головка состоит из колковой коробки и завитка (т. н. улитка). 4 струны навиваются на колки, с противоположной стороны закрепляются на подгрифке. Звучащая часть струны (мензура) – ок. 33 см. Верхняя дека традиционно изготавливается из широкослойной (т. н. резонансной) ели, нижняя дека и шейка – из белого клёна – явора, гриф, подгрифок, колки – из чёрного дерева. Старинные скрипки (до середины 18 в.) имели небольшие конструктивные отличия от совр. скрипок, в т. ч. более короткую шейку, которая вклеивалась в корпус под несколько бо́льшим углом, и более низкую и плоскую подставку. До 19 в. изготавливались также скрипки-пикколо и пошетты. Настройка квинтовая: «"соль" малой – “ре” – “ля” 1-й – “ми” 2-й октавы. В специальных случаях настройка может меняться (скордатура). Диапазон свыше 4 октав. Нотируется в скрипичном ключе. Главный способ звукоизвлечения – ведение смычка по струне (итал. arco), часто встречается приём игры щипком (итал. pizzicato); основа смычковой техники – различные штрихи. Основа техники левой руки – смена позиций. С 19 в. нормативным приёмом стало вибрато левой рукой. Возможна игра флажолетами, широко применяются т. н. двойные ноты (от примы до децимы) и др. В необходимых случаях на подставку надевается сурдина.
Исторический очерк
Существуют многочисленные теории происхождения скрипки, в т. ч. от ротты, лиры да браччо, виолы, фиделя и ребека. Исследования 2-й половины 1920-х гг., основанные на археологических, иконографических, письменных материалах, свидетельствуют о связи скрипки с народным инструментарием славян (В. Каминьский, В. Ю. Григорьев): на территории Польши, Белоруссии, Украины, Северо-Западной Руси ещё в 14 в. зафиксированы небольшие 3-струнные смычковые инструменты с квинтовой настройкой, без ладков, обладавшие ярким открытым звуком, приспособленные для игры мелодий. В Италии 16–17 вв. выработан классический тип скрипки. В 16–18 вв. появились крупнейшие мастера и сложились школы: польские (М. Добруцкий, семейство Гроблич из Кракова, семейство Данкварт из Вильно), итальянские – брешианская (Гаспаро да Сало, Дж. П. Маджини), кремонская [семейства Амати, Гварнери, мастера А. Страдивари, К. Бергонци, Ф. Руджери (Руджиери)], венецианская (Д. Монтаньяна, Санто Серафино, Ф. Гобетти, М. Гоффриллер, А. Беллосио), миланская и туринская (семейства Гранчино, Тесторе, Гваданьини (Гваданини), К. Ф. Ландольфи), неаполитанская (семейство Гальяно), флорентийская (Дж. Б. Габриелли, А. Граньяни, братья Каркасси), мантуанская (Т. Балестриери, К. Камилли), генуэзская (Б. Кальканьи), римская (Д. Теклер) и др., а также австрийско-немецкие (Я. Штайнер, семейство Клотц). Крупнейшие мастера – Страдивари, Гварнери дель Джезу, Штайнер и некоторые другие – создали непревзойдённые образцы концертного инструмента, поныне наиболее ценимые исполнителями и коллекционерами. В 18–19 вв., наряду с итальянскими школами, выдвинулись также французская (Н. Люпо, Ж. Б. Вильом), английская (семейство Хилл), чешская (Ф. Шпидлен), русская (И. А. Батов). В кон. 18 в. развернулось массовое ремесленное (особенно в Тироле), затем фабричное производство, и многие секреты изготовления скрипки были утрачены. В 20 в. завоевали известность отечественные мастера Е. Ф. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, Н. М. Фролов, Л. А. и Б. Л. Горшковы и др.
В профессиональной музыке скрипка первоначально входила в состав различных ансамблей, одним из первых в оперный оркестр её ввёл К. Монтеверди в опере “Орфей” (партитура изд. в 1609). В Италии в начале 17 в. появились самые ранние сольные произведения – сонаты с бассо континуо Б. Марини, Дж. Легренци и др. В 17–18 вв. формируются скрипичные композиторские школы: итальянская (А. Корелли, А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Ф. Верачини, Дж. Тартини), французская (Ж. М. Леклер-старший, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти), австрийско-немецкая (Г. И. Ф. Бибер, И. С. Бах), чешская (Ф. Бенда, семейство Стамиц), русская (И. Е. Хандошкин) и др. С 18 в. и поныне скрипка занимает ведущее положение в академической музыке (наряду с фортепиано): являясь “королевой” сольного инструментального музицирования, она входит во многие камерные ансамбли (трио, квартет, квинтет и др.); группа скрипок составляет основу оркестра. Выдающиеся скрипачи 19 в. – Н. Паганини, Р. Крейцер, П. Байо, П. Роде, Г. Венявский, Л. Шпор, Й. Иоахим, Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, П. Сарасате, У. Булль; в России известны Г. А. Рачинский, А. Ф. Львов, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, А. Д. Бродский, В. В. Безекирский, И. И. Котек и др. Во 2-й пол. 19 в. в России развернулась педагогическая деятельность в области скрипичного исполнительства (Г. Венявский, Ф. Лауб, И. В. Гржимали), в начале 20 в. из скрипичного класса Санкт-Петербургской консерватории (его возглавлял Л. С. Ауэр) вышли скрипачи с мировым именем, среди которых – Я. Хейфец, Н. Мильштейн. Крупнейшие исполнители 20 в.: Ж. Тибо, Ф. Крейслер, Дж. Энеску, И. Менухин, И. Стерн, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, О. М. Каган, В. В. Третьяков; в области джаза – С. Граппелли. Основа академического сольного концертного репертуара – сонаты и партиты И. С. Баха, сонаты и концерты В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Ф. Мендельсона, С. Франка, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, Э. Грига, Я. Сибелиуса, Э. Элгара, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, А. Г. Шнитке и других крупнейших композиторов; многочисленные сочинения композиторов барокко составляют основу репертуара ансамблей и оркестров, работающих в русле аутентичного исполнительства.
Со 2-й пол. 18 в. скрипка вошла в инструментарий некоторых неевропейских культур, главным образом тех, которые имели развитую традицию игры на смычковых инструментах. В Индии получила распространение как инструмент классической музыки традиции карнатака. В Европе скрипка продолжает бытовать как народный инструмент у поляков, белорусов, евреев, северо-западных русских, чехов, латышей, шведов, норвежцев, эстонцев, венгров, румын, молдаван, цыган и др.