Волынка

Назад

Немного о волынке

бэ́гпайп (англ.), корнемю́з (фр.); дýдельсак (нем.), сакпфáйфе (нем.), корнамýза (итал.), гáйта (порт.), корнамýса, гáйта, зампóнья (исп.).

Духовой инструмент, который в своей наиболее распространенной форме состоит из мелодической трубки, которая имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии и одного или нескольких бурдонов, снабжаемых воздухом из воловьего бурдюка, который сжимается под рукой исполнителя для обеспечения постоянного давления. Инструмент классифицируется как составная тростниковая дудочка.
Волынки обычно используются при исполнении традиционной народной музыки, и их дизайн варьируется в разных странах или этнических регионах. Основными исключениями из этого правила являются случайное использование волынок модным обществом и композиторами оперы, балета, концертов и камерной музыки, особенно во Франции XVIII века, например “мюзетт”, а также шотландская горная волынка, которая получила широкое распространение в США в 19 веке и вытеснил некоторые местные типы. Традиции игры на волынке непрерывно процветают и по сей день, особенно в Великобритании и Ирландии, на северо-западе Испании и в Болгарии, но к середине 20-го века многие региональные виды волынки устарели. Однако с 1960-х годов интерес к ним значительно возродился, и многие старые разновидности снова начали изготавливаться и воспроизводиться.

Основными переменными в приведенном выше определении являются тип мелодической трубки - с коническим или цилиндрическим отверстием; количество и настройка бурдонов; а также то, выдуваются ли дудки ртом или с помощью мехов, закрепленных между рукой и поясом исполнителя. Выдувание ртом обычно ассоциируется с волынками, предназначенными для использования на улице, мехами - с более тонкими инструментами для игры в помещении. Некоторые волынки имеют двойные напевы, а некоторые имеют клавиши для расширения тембрового диапазона.
Во многих традициях мехи изготавливаются из цельной шкуры животного, например овцы или козы, обработанной различными способами или дубленой, с шерстью, обращенной внутрь. Обычно трубки привязываются к естественной шее и передним лапам. Почти всегда трубки вставляются в деревянные или костяные гнезда ("колодки"), чтобы их можно было легко вынуть и отрегулировать язычки. У большинства современных волынок мехи из высушенной или дубленой кожи, вырезанные по определенной форме и сшитые, и этот тип мехов также можно увидеть на некоторых средневековых изображениях. Для волынки, в которую вдувают воздух, важно, чтобы мешок был не только герметичным, но и поддерживал постоянную температуру и влажность. Выбор материалов, которые лучше всего подходят, во многом зависит от местного климата.
Конусообразные мелодические трубки, как правило, изготавливаются из цельного куска дерева, цилиндрические - чаще всего имеют разъемное соединение для ног на нижнем конце. Соединение для ног может быть изготовлено из рога животного. Бурдоны имеют цилиндрическую форму с одним или несколькими скользящими соединениями для настройки. Конические певчие (мелодические трубки), как правило, имеют двойную язычковую часть; цилиндрические певчие и бурдоны имеют бьющуюся язычковую часть, но есть исключения, в частности, британские разновидности "small pipe", у которых двойная язычковая часть в цилиндрической певчей части, а также французские musette и итальянские zampogna, у которых двойная язычковая часть по всей длине. Тростник, как правило, изготавливается из тростника, особенно из arundo donax, выращиваемого в Южной Европе и поставляемого в соответствии с особыми требованиями производителей труб, но все чаще используется пластик и металл, особенно для изготовления тростниковых трубок. Двойные язычки напоминают язычок гобоя по общему дизайну и конструкции (хотя обычно они намного короче и шире в плане лезвия). Традиционное ударение (или "перкуссия") - это “своеобразный ударный язычок”. Его делают из короткого куска тростника, закрывают с одного конца и удаляют сердцевину. В коже делается поперечный надрез, чтобы получился язычок, который затем отделяется и слегка приподнимается, чтобы он колебался в потоке воздуха. Вощеная веревочка или "уздечка" плотно обвязывается вокруг корня языка, чтобы предотвратить дальнейшее расщепление. В некоторых традициях язычок обрезают так, чтобы вибрирующий конец язычка был ближе к открытому концу язычка, в других предпочтителен больший зазор. В современных волынках основными породами древесины, используемыми для изготовления труб, являются черное дерево, кокосовое дерево и бразильская древесина, заменяющие местные породы дерева, такие как самшит и фруктовые деревья, хотя они продолжают использоваться в некоторых традициях. Концы труб укреплены кольцами или наконечниками, изготовленными из слоновой кости, пластика, металла или кости. Тембр инструмента очень сильно зависит от породы дерева, и недавние эксперименты с шотландскими волынками показали, что именно плотность в большей степени, чем какой-либо другой фактор, определяет разницу. С ростом цен на экзотические породы древесины и общим стремлением экономить невозобновляемые материалы все большее распространение получают синтетические материалы.

В античной литературе есть несколько упоминаний о волынках (Аристофан, Светоний, Марциал, Дион Златоуст), но не сохранилось ни одного инструмента или однозначного изображения. 
С волынкой тесно связана хорнпайп, состоящая из одной или двух трубок, изготовленных из натуральных трубчатых материалов (кости или тростника), в которые дуют ртом с круговым дыханием, чтобы музыка была непрерывной, как у волынки. Хорнпайпы с мешочками также существуют и представляют собой предположительно примитивный вид волынки. Хотя волынки и встречаются редко, они распространены на очень обширной территории, "от Атлантической Европы и Магриба до Урала и Индии" (Бейнс, 1960), и если рассматривать волынки как техническое развитие хорнпайпа, то это является самым веским основанием для предположения, что они тоже имеют древнюю историю.
Историческая летопись фактически начинается в раннем средневековье, в Западной Европе. Слово "musa" (корень средневекового французского слова "muse", означающего "волынка") встречается между "tibiae" и "fistula", названиями обеих труб, в "Epistola de armonica institutione" Регино из Прюма (c842–915). Термин "Эстив", который, как полагают, также обозначает разновидность волынки, часто встречается в средневековой французской поэзии и романах, обычно в связи с "мягкими" инструментами, такими как арфа и скрипка, что указывает на то, что она также обладала утонченным и деликатным звучанием. На Британских островах волынка была одновременно популярным и придворным развлечением, по крайней мере, с начала XIV века, но с XVI века начала постепенно вымирать, продвигаясь на север и запад. Начиная с 17-го века волынки, выдуваемые ртом, как правило, вытеснялись мехами для использования внутри помещений, а в Ирландии и Нортумберленде они постепенно усложнялись в течение 18-го и 19-го веков. Исторические упоминания о волынках "Линкольншир" (16 век) и "Ланкашир" (18 век), предположительно, подразумевают устойчивые традиции игры на них; они могут относиться, а могут и не относиться к особым региональным типам инструментов. Последние следы игры на волынке в Йоркшире в 19 веке были тщательно исследованы (Шофилд, 1993-1994), что указывает на то, что играли на ирландском типе "юнион пайп".