Виолы

Назад

О виолах

В XVI веке смычковые струнные инструменты иногда классифицировались в зависимости от того, как их держали во время исполнения: виола называлась "ножная виола" (Viola da Gamba), а скрипка - "ручная виола" (Viola da braccio). С середины 17-го века наиболее часто использовался басовый инструмент семейства виол, и "виола да гамба" постепенно приобрела свое современное специфическое значение басовой виолы. Ко времени заключительного этапа популярности виолы в Англии, в 1770-х и 1780-х годах, искаженные формы оригинального итальянского термина, иногда встречающиеся с начала 17-го века, стали нормой, например, "Виола де Гамбо", "виола-де-гамба", "Виола ди". Гамба’; ‘Виола да гамба’; ‘Виола ди Гамбо’. В настоящее время часто используется сокращенная форма "гамба".

За свою историю виола выпускалась в самых разных размерах: пардессю (высокая виола), дискант, альт, малый тенор, тенор-бас и виолон (контрабас). Однако только дискантовые, теноровые и басовые виолы были постоянными членами консорта виол. Пардессю де виоле появился только в конце 17–го века, а виолон, несмотря на его появление в 16-м веке, редко использовался в консортах виол. Альт-виола редко упоминалась теоретиками, и есть некоторые сомнения относительно того, как часто она использовалась. В Англии для сольного исполнения музыки использовались два небольших басовых инструмента, называемых "лира" и "виола дивижн". Однако на континенте в эпоху барокко солисты играли на полноразмерной бас-виоле.
Форма виолы на протяжении большей части ее ранней истории была чрезвычайно разнообразной. Некоторые инструменты XVI века демонстрируют влияние гитарного семейства или скрипичного семейства. Некоторые из них украшены гирляндами на манер орфариона или бандоры. К 1540-м годам в Венеции сложилась форма, для которой характерны круто опущенные плечи и узкая верхняя часть туловища. Значительное количество образцов работы Франческо Линароля, Антонио и Баттисты Сисилиано хранятся в коллекциях Вены и Брюсселя, а форма также запечатлена на картинах Тициана, например, “Венера и Купидон с лютнистом” (ок.1565). Однако наиболее характерная форма виолы с глубокими ребрами, покатыми плечами и срединными выступами появилась в начале XVI века и стала довольно распространенной в XVII и XVIII веках. Виола очень легкая по конструкции, и корпус, и спинка сделаны из очень ценного дерева. Живот слегка выпуклый, в то время как спина плоская, за исключением верхней части, где она переходит в шею. Для укрепления спины обычно прикрепляют несколько перекладин. Обечайки у виолы довольно широкие (часто укрепленные подкладками из пергамента или льна), а поскольку ни брюшко, ни спинка не выступают за них, то и "ребер" нет. Гриф виолы эпохи Возрождения и английской виолы начала 17 века был толстым и округлым, как у современной виолончели. В течение 17 века гриф стал более плоским, а на более поздних французских инструментах он иногда был очень тонким, напоминая гриф лютни. Жан Руссо (1687) описал, как поздние французские мастера придали виоле "окончательное совершенство", установив гриф под большим углом, а также уменьшив общую толщину дерева. Лады, сделанные из кусков растянутой кишки, завязываются на шее специальным ладовым узлом. Обычно используются двойные лады. Обычно существует семь ладов, расположенных с интервалом в полтона, но, согласно Симпсону (1659), в октаву может быть добавлена восьмая. Все лады могут быть точно отрегулированы для улучшения настройки. Симпсон сказал, что струны должны располагаться близко к грифу, “чтобы их было легко и удобно останавливать”.

У большинства виол шесть струн, но у сольной бас-виолы, игравшей на Континенте в эпоху барокко, часто было семь, а у пардессю - пять. Стандартная настройка шестиструнной виолы представляла собой последовательность 4-й, 4-й, мажорной 3-й, 4-й, 4-й. Таким образом, три основных типа виол в консорте настроены следующим образом: d–g–c'–e'–a'–d" (высокие частоты); G–c–f–a–d'–g' (тенор); и D–G–c–e–a–d' (бас). Исполнители на альт–виоле иногда предпочитают настройку, в которой изменена позиция 3–й мажорной ноты: до–фа–а–ре-соль-до"; Английские (и, возможно, некоторые континентальные) бас-виолисты иногда настраивали свою нижнюю струну на До. Французские бас-виолы эпохи барокко часто имели седьмую струну (Ля') - новшество, приписываемое Жаном Руссо в 1687 году Сент-Коломбу. По словам Жан-Батиста Форкере (Jean-Baptiste Forqueray), который также экспериментировал с флажолетами, струны “до”, как и струны “ре” и “соль”, должна быть покрыта серебром или другим металлом, причем все три струны предпочтительно должны иметь "одинаковое покрытие". Французский пардессю 18-го века обычно был настроен на g–c'–e'–a'–d"–g".; с 1730-х годов пятиструнный пардессю настраивался по принципу "соль".
Как и лютня, виола обычно настраивалась соблюдая обязательно чистую настройку центральной терции и небольшое увеличение между оставшимися четырьмя открытыми квартами. Затем лады были бы отрегулированы таким образом, чтобы достичь, по крайней мере, некоторых неравномерных тонов и полутонов, которые требуются для данного тональности. Однако тот факт, что любой отдельный лад определяет интонацию для всех шести струн, должно быть, наложил серьезные ограничения на его использование. Современные эксперименты показывают, что интонация среднего тона на виоле лучше всего подходит для произведений с очень ограниченным диапазоном тональностей.
На всех виолах, независимо от того, опираются ли они на икры (например, на тенор и бас, или на колени, играют в вертикальном положении. Смычок держат снизу вверх ладонью. Симпсон написал:
Зажмите дужку между кончиками большого и двумя передними пальцами, поближе к гайке. Большой и безымянный пальцы закреплены на черенке, а концы вторых пальцев укорочены и прижаты к его волоскам, благодаря чему вы можете удерживать кончик лука в равновесии.

Запястье должно быть расслаблено, так как быстрые ноты "должны быть выражены перемещением какого-либо сустава ближе к кисти; обычно считается, что это запястье". На виоле невозможны сильные ударения, потому что суть как движения вверх ("вперед" или "толчок"), так и движения вниз ("назад" или "натягивание") заключается в движении по струне, а не в движении вниз под действием веса струны. рука над смычком, как при смычке на скрипке. Однако легкие акценты могут быть достигнуты за счет небольшого увеличения давления в начале удара. Этого небольшого нажимного акцента легче и естественнее добиться с помощью смычка вверх. Таким образом, смычок для виолы - это прямая противоположность смычку для скрипки, и, как писал Симпсон, "Когда вы видите четное количество кваверов или полукваверов, например, 2, 4, 6, 8. Вы должны начать с поклона вперед" (то есть с поклона вверх).
Для ранних смычков виол характерна выпуклость, а не вогнутость, как у скрипичных смычков. Вогнутый дизайн встречается на некоторых французских смычках XVIII века: это дает преимущество в более чутком восприятии нюансов. Музыкант регулирует натяжение, надавливая средним пальцем непосредственно на волосы; давление на палку само по себе просто заставляет волосы изгибаться в направлении дуги палки. Согласно Дановиллю, смычок для виолы "должен быть из китайского дерева и не должен быть слишком тяжелым, потому что это делает [смычковую] руку неуклюжей, но и не слишком легким, потому что тогда он не сможет [достаточно легко] играть аккорды; но вес должен быть пропорционален руке, вот почему я предоставьте это на усмотрение того, кто играет на скрипке. Руссо, однако, писал: “Но мне кажется, что для изготовления смычков используется много других пород дерева, которые не менее хороши, чем китайское дерево”. Китайская древесина почти наверняка является змеиным деревом, но Трише указал, что бразильское дерево (превосходной разновидностью которого является фернамбук) было также известно во Франции.
Благодаря легкости конструкции корпуса и относительно низкому натяжению струн, виола является чрезвычайно резонансным инструментом и легко реагирует на малейшее движение смычка. Его тембр тихий, но с резковатыми, скорее гнусавыми нотками, что весьма характерно и делает его идеальным инструментом для воспроизведения полифонии, в которой четкость фактуры имеет первостепенное значение. С другой стороны, виола менее удачна в музыке, под которую танцуют, отчасти потому, что ее звучание довольно сдержанное, но также и потому, что она не может быть достаточно выразительной.
Резонансная способность виолы усиливается за счет того, что левая рука использует преимущества ладов. Палец сильно нажимает на струну непосредственно за ладом и тем самым создает эффект, схожий с эффектом открытой струны. Важным приемом для достижения резонанса, а также для облегчения работы с быстрыми пассажами, является использование "удержаний", при которых каждый палец, однажды помещенный за лад, остается там даже после того, как нота сыграна, до тех пор, пока его не нужно будет переместить в другое положение. Эта техника позволяет инструменту, по словам Симпсона, "продолжать звучание ноты после того, как смычок покинул ее’. В этом случае, как и в случае с несколькими ладами, расположение ладов гарантирует стабильность интонации, что позволяет левой руке принимать большее разнообразие положений, чем это было бы возможно при игре на инструменте без грифа, таком как скрипка или виолончель.
В XVI и XVII веках существовало много высококвалифицированных мастеров по изготовлению виол, особенно таких английских мастеров, как Джон Роуз, Генри Джей и Ричард Мирс. Среди выдающихся мастеров конца 17-го и 18-го веков были Барак Норман в Англии, Мишель Колишон, Николя Бертран и Гийом Барбе во Франции, Якоб Штайнер в Тироле и Иоахим Тильке в Гамбурге. Создателями "пардессю" были Жан-Батист Дехай ("Саломан") и Луи Герсен.