Виола д'Амур

Назад

О виоле д'Амур

Виола д'Амур имеет много общих черт с семейством виол. У шестиструнной виолы д'Амур и альта примерно одинаковый диапазон воспроизводимых нот. Как и у всех виол, у нее плоская задняя часть. Как на виолах, так и на виоле д'Амур имеется затейливо вырезанная головка, хотя на некоторых виолах ее нет. В отличие от резных головок на виолах, голова виолы д'Амур чаще всего изображается в виде Купидона с завязанными глазами, символизирующего слепоту любви. Его резонансные отверстия обычно имеют форму пылающего меча, известного как “Пылающий меч ислама”, что говорит о том, что на развитие инструмента оказал влияние исламский мир. Это одна из трех обычных форм звуковых отверстий для виолончелей. На на нем играют так же, как на скрипке, если держать его горизонтально под подбородком. Он примерно такого же размера, как современный альт.

Виола д'Амур обычно состоит из шести или семи струн, на которые воздействуют, проводя по ним смычком, как на скрипке. Кроме того, он имеет равное количество вспомогательных струн, расположенных под основными струнами и грифом, на которых не играют непосредственно, но которые вибрируют в резонанс исполняемым нотам. Распространенный вариант - шесть вспомогательных струн, а существуют инструменты с четырнадцатью вспомогательными струнами. Несмотря на то, что в настоящее время симпатические струны (резонансные струны) считаются наиболее характерным элементом инструмента, в ранних его разновидностях их в большинстве случаев не было. Первое недвусмысленное упоминание о виоле д'Амур с симпатическими струнами встречается только в 1730-х годах. Оба типа продолжали создаваться и воспроизводиться на протяжении всего 18-го века.

Во многом благодаря резонансным струнам виола д'Амур обладает особенно нежным и теплым звучанием. Леопольд Моцарт в своей книге “Фундаментальная школа скрипичной игры” писал, что инструмент звучит "особенно очаровательно в вечерней тишине".

Этот инструмент был очень популярен в конце 17 века, хотя специализированный исполнитель на виоле д'Амур был весьма необычен, поскольку для профессиональных музыкантов было принято играть на нескольких инструментах, особенно в семействе основных инструментов музыканта. Позже этот инструмент вышел из употребления, так как громкость и мощь скрипичных инструментов стали преобладать над изяществом и сладостью виол. Однако в прошлом веке интерес к виоле д'Амур возобновился. Альтисты Анри Казадезус и Пауль Хиндемит играли на виоле д'Амур в начале 20-го века. Нужно отметить, что конструкция виолы д'Амур была слегка изменена по сравнению с барочной версией, главным образом для того, чтобы обеспечить дополнительное натяжение стальных струн.

Леош Яначек изначально планировал использовать виолу д'Амур в своем втором струнном квартете "Интимные письма". Использование этого инструмента символизировало характер его отношений с Камилой Стесловой, которые вдохновили его на создание этой работы. Однако на репетиции версия с виолой д'Амур была признана невыполнимой, и Яначек переделал партию для обычного альта. В балете Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" также звучит виола д'Амур.

Сегодня виолу д'Амур можно регулярно услышать в музыкальных ансамблях, которые специализируются на исторически обоснованных исполнениях музыки барокко на аутентичных инструментах.