Скрипка пикколо
НазадО скрипке пикколо
Небольшая скрипка, на которой исполнялись партии высоких скрипок с конца 16-го по 18-й век. Ее функции сравнимы с функциями флейты-пикколо, однако размер этого ныне устаревшего инструмента продолжает обсуждаться. В системе Хорнбостеля-Сакса она классифицируется как смычковая лютня (или скрипка). Скрипка-пикколо была настроена на квинту выше, чем обычная скрипка (поэтому ее иногда называют по-немецки Terzgeige, Quartgeige и т.д.), чтобы приспособиться к высоким партиям, которые затем можно было играть в основном в 1-й позиции. Хотя к концу XVII века скрипачи-виртуозы играли в 6-й или 7-й позиции, средний скрипач обычно не забирался выше 3-й или 4-й позиции. Поэтому, когда композиторы хотели расширить диапазон звучания скрипки, была выбрана скрипка-пикколо. Поскольку в 18 веке переходы из позиции в позицию стали стандартной частью скрипичной техники, скрипка-пикколо в том виде, в каком она была изначально задумана, устарела. Violini piccoli существовали еще в конце XVI века; несколько скрипок cleine discant указаны в описи коллекции, датированной 1596 годом, в замке Амбрас, недалеко от Инсбрука. Михаэль Преториус (1619) отметил, что в его время этот инструмент был широко распространен. Его трактат демонстрирует, что дискантовая скрипка была значительно меньше, чем скрипка в натуральную величину, и имела длину корпуса 26×8 см (согласно интерпретации Преториуса Бессарабовым в 1941 году). У нее было четыре струны, они были настроены по квинтам и на кварту выше, чем полноразмерная скрипка. Размеры дискантовой скрипки от Преториуса полностью соответствуют размерам неизмененной скрипки piccolo (длина корпуса 26×6 см), которая была изготовлена в мастерской братьев Антонио и Джироламо Амати (1613 год, Кремона) и хранится в музее "Святилище музыки", Университет Южной Дакоты, Вермиллион. Сохранилось несколько скрипок с длиной корпуса 23-27 см, созданных такими мастерами, как Пьер Антонио Кати (1700-1764), Джузеппе Гварнери (1698-1744), Пауль Клемм, а также Антонио и Омобоно Страдивари. По длине они похожи на современную скрипку размером 1/4 дюйма, но рассчитаны скорее на руку взрослого, чем на обучение детей; у них заметно более толстые грифы, несколько большие колковые коробки, чем у детских инструментов. Самая ранняя музыка, в которой специально используется скрипка-пикколо, - это опера Монтеверди "Орфей" (1607). И.С. Бах использовал скрипку-пикколо в трех произведениях: кантатах № 96 и 140 и Первом Бранденбургском концерте. Многие современные скрипачи предпочитают исполнять эти партии на так называемых скрипках ⅞-го размера, а не на инструментах меньшего размера. Многочисленные образцы скрипок размером ⅞ с длиной корпуса около 34 см (всего на 1 или 2 см меньше, чем у стандартных скрипок) сохранились с 17-го и 18-го веков, но никаких убедительных аргументов, объясняющих, для чего они изначально предназначались, предложено не было. Очевидно, что они не являются дискантовой скрипкой, описанной Преториусом, и не могут представлять скрипку-пикколо, описанную Леопольдом Моцартом в его "Фундаментальная школа скрипичной игры" (1756). Все струнные смычковые инструменты, известные Моцарту, описаны во вступлении. Он отмечает, что violino piccolo меньше обычной скрипки и может быть настроен на гораздо более высокий тон. Наиболее важным является его замечание о том, что violini piccoli больше не требовались для исполнения высоких скрипичных партий, поскольку к тому времени скрипачи привыкли занимать более высокие позиции. Поэтому, как отмечает Моцарт, для обучения мальчиков использовались маленькие скрипки. Эти замечания позволяют предположить, что скрипка-пикколо в середине XVIII века была значительно меньше скрипки ⅞ размера и, скорее всего, соответствовала размеру инструмента братьев Амати, изготовленного в 1613 году. Концерты, сонаты, оркестровые сюиты и кантаты с участием скрипки-пикколо были написаны еще в третьей четверти XVIII века. Среди композиторов, чьи произведения требуют этого, - Диттерсдорф, Долес, Эрлебах, Ферстер, Фукс, Харрер, Янич, Краузе, Пфайффер и Розетти.