Шалмей

Назад

О шалмее

Три статьи о шалмее.

1 ) Шалмей или шалмай (нем. Schalmei, Schalmay, Schalmey, а так же Ciamarella, Kalamaia, Pommer, англ. shawm), от латинского calamus - "труба"; старофранц. "chalemie" - духовой двухсекционный инструмент Западной Европы 13-17 веков, с открытой двойной тростью, коническим стволом и широким раструбом.

Этот инструмент пришел со Среднего Востока, является прямым потомком ближневосточной зурны, известной с VI века и предшественником гобоя, которым в 17 веке был вытеснен. Шалмей был, вероятно, изобретен и развился в Багдаде, во время господства Халифа Харун-аль-Рашида (763-807). Крестоносцы могли видеть эту часть типичного сарцинского военного оркестра, который состоял из шалмеев, труб и барабанов.

Звук шалмея громкий, пронзительный, куда менее деликатный, чем у гобоя. Тем не менее, инструмент широко использовался в придворной церемониальной музыке, входил в состав городских оркестров. Во Франции и Германии существовали специальные названия для самых низких по звуку инструментов. Французы именовали их бомбардами (bombarde), по-видимому за сходство с грозным стрелковым оружием, немцы - поммерами (Pommer).

Полное семейство шалмея, включающее бас и контрабас, сложилось в 16 веке.

Шалмей широко использовался в танцевальной и церемониальной музыке, и все еще в используется к востоку от Марокко и в Исламских областях Западной Африки.

В Западной Европе в XIII-XVII веках шалмей был распространён и существовал в семи разновидностях: высокий дискант (с диапазоном A'-E'"), дискант (D-H"), альт (G-D"), тенор (C-G' или A'), бассет (G-G'), бас (C-C') и контрабас (различные варианты).

Шалмей изготавливался из цельного куска дерева, имел 7 - 8 пальцевых отверстий, одно отверстие сзади и одно клапанное отверстие, конический канал (с большим расширением, чем у гобоя) и упор для губ, так называемый "пируэт" - в точности как у зурны. Длина инструмента, в зависимости от регистра, могла составлять от 50 сантиметров до 3 метров.

Звукоряд преимущественно диатонический. Первоначально употреблялись высокие разновидности - сопрано, сопранино, с 14 - 15 вв. в употребление вошли альт и тенор.

Появившееся в начале XVI века  название hautbois (франц. "высокое дерево") позднее стало применяться к гобою. Высокий шалмей пиффаро (итал. piffero, собственно, и означает дудка) бытует в Италии доныне.

В некоторых источниках термин "Шалмей" означает все средневековые тростевые инструменты (иногда так называют трость от волынки).


 

Как сделать самому

 

2) Шалмей – деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Различают обычный шалмей с диапазоном d1(e1) – a2(h2) и малый шалмей с диапазоном h1 – h3. Изготовляется из цельного куска дерева. Имеет прямой ствол конического сечения с большим воронкообразным раструбом и 6-7 игровыми отверстиями. Шалмей был известен в странах арабского Востока с 10 века, в Западной Европе появился не позднее 15 века (упоминается Т. И. Тинкторисом в 1484 году); использовался башенными музыкантами, а также жонглёрами, менестрелями, шпильманами. Музыковеды предполагают, что его включали в свои сочинения уже Г. де Машо, Ландино и другие представители ars nova (cepедина 14 века) главным образом для исполнения высоких партий с богатой орнаментикой. Работа мастеров по совершенствованию средневекового шалмея, направленная на усиление полноты звучания и расширение регистра, особенно в нижней его части, привела к созданию семейства бомбард. Малый шалмей сформировался, по-видимому, позднее; вошёл в семейство бомбард, сохранив своё прежнее наименование. Он применялся в европейских странах до 17 века, когда был вытеснен возникшим в результате эволюции сопрановой бомбарды гобоем. Родственные шалмею инструменты бытуют у народов стран Востока и Балкан; в Италии известен как пифферо. В 1680-1720 в немецких военных духовых оркестрах использовался т. н. немецкий шалмей, по конструкции и тембру отличавшийся от шалмея (близок к гобою). В некоторых источниках термином «шалмей» называют все средневековые тростевые инструменты.

 

3) Шалмей, или шаум
Это средневековый духовой деревянный двухсекционный музыкальный инструмент. Свое название он получил от латинского слова calamus что означает “труба”.

Шалмей пришел со Среднего Востока и является предшественником гобоя. Иногда шалмей называют гобоем эпохи Ренессанса. Надо сказать, что он явился прародителем не только гобоя, от шалмея произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и “гобои Пуату”, а также многие другие инструменты.

Шалмей изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. Этот музыкальный инструмент существовали в нескольких разновидностях – от высокой до басовой тональности. Часто шалмеи объединялись в ансамбли, в то время называвшиеся “консортами”.

Некоторые востоковеды утверждают, что шалмей был изобретением самого пророка Мухаммеда и получил развитие в Багдаде, во время господства халифа Харун аль-Рашида. Крестоносцы оставили воспоминания, что видели типичные сарацинские военные оркестры, в состав которых входили трубы, барабаны и шалмеи.

Шалмей широко использовался в танцевальной и церемониальной музыке.