Лютня
НазадО лютне
Лютня (польск. lutnia, первоисточник: араб. аль-уд — дерево) — это старинный щипковый музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнных. Лютня изготавливается почти целиком из дерева и в своей классической форме имеет изящный корпус, напоминающий половинку груши. Исполнителя на лютне называют лютнистом, а мастера, который изготавливает инструменты — лютье.
Звук лютни напоминают звучание гитары, но отличается от нее более мягким, бархатным звучанием, которое изобилует обертонами. Поскольку струны спарены, лютня звучит с нежным дрожанием, переливами. Репертуар лютнистов романтичный, трепетный. Именно поэтому живописцы часто изображали лютнистами совсем молодых юношей и красивых девушек: это инструмент молодости и невинности.
Лютня использовалась уже в Древнем Египте и древней Греции, а популярность инструмента достигла своего пика в эпоху Возрождения и Ренессанса. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра (др.-греч. πλῆκτρον plēktron, от πλήσσω plēssō — ударяю).
В эпоху барокко количество струн достигало четырнадцати (иногда до девятнадцати). Первые сохранившиеся до наших дней экземпляры лютни датируются началом XVI века. Именно в этом столетии популярность лютни достигла своего апогея. Став главным сольным инструментом своего времени, инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан.
К концу XVII века популярность лютни стала заметно падать: на смену ей пришли такие инструменты как гитара, клавесин, чуть позже и фортепиано. В XVIII веке она фактически уже не употреблялась, за исключением нескольких разновидностей, которые бытовали в Германии, Украине и Швеции. И лишь на рубеже XIX — XX веков, из-за вновь возникшего интереса к старинным инструментам английских энтузиастов во главе с инструментальным мастером, профессиональным музыкантом и музыковедом Арнольдом Долмичем внимание к лютне несколько возросло.
Сегодня лютня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами.
Лютня — это не только великолепный музыкальный инструмент, но и некий символ элегантности и утонченности. Её неповторимое звучание и эстетика делают данный инструмент идеальным для сопровождения музыкальной мелодии или сольного исполнения.
Лютня относится к семейству струнно-щипковых инструментов, по характеру своего звучания немного напоминает гитару, тем не менее, её голос гораздо мягче и нежнее, а тембр - бархатный и трепетный, так как более насыщен обертонами. Источник звука на лютне – парные и одинарные струны, которые исполнитель правой рукой защипывает, а левой прижимает к ладам, изменяя их длину, тем самым меняя звуковысотность.
Музыкальный текст для инструмента записывался при помощи букв на шестилинеечной строчке, а длительность звуков обозначалась нотами, поставленными над буквами. Диапазон инструмента около 3-х октав. Определенной стандартной настройки инструмент не имеет.
У многих народов изображение лютни служило символом гармонии, молодости и любви. У китайцев она означала мудрость, а также согласованность в семье и обществе. У буддистов – гармонию в мире богов, у христиан - лютня в руках ангелов знаменовала красоту небес и примирение природных сил. В искусстве эпохи Возрождения она символизировала Музыку, а инструмент с оборванными струнами указывал на несогласие и разлад.
Лютня являлась эмблемой - символическим изображением влюбленных.
Лютня в эпоху Возрождения очень часто отображалась на живописных полотнах, даже Орфея и Аполлона художники того времени рисовали не с лирой, а с лютней. А более гармоничной композиции, чем девушка или юноша с этим романтичным инструментом и представить нельзя.
В свое время лютня, являвшееся весьма популярной, считалась привилегированным инструментом светского круга, знати и особ королевской крови. На Востоке её называли султаном инструментов, а в европейских странах бытовало высказывание, что орган «Король всех инструментов», а лютня «инструмент всех королей».
Великий английский поэт и драматург У. Шекспир очень часто упоминал лютню в своих произведениях. Он восхищался её звучанием, приписывая ей способность доводить слушателей до экстазного состояния.
Величайший итальянский скульптор, художник, поэт и мыслитель Микеланджело Буонарроти, восхищаясь исполнением известного лютниста Франческо да Милано говорил, что он был божественно вдохновлен музыкой и все его мысли в это время были обращены к небесам.
Исполнителя на лютне называют лютнист, а мастера, который изготавливает инструменты – лютье.
Инструменты болонских мастеров - лютье Л. Малера и Г. Фрея, а также представителей мастерового семейства Тиффенбрукеров из Венеции и Падуи, созданные в 17-18 веках, стоили по тем меркам астрономических денег.
На лютне научиться играть было не так сложно, а вот настраивать инструмент, у которого было много струн, изготавливаемых из натуральных материалов, но плохо державших строй из-за перепадов температур и влажности, было проблематично. Очень известной была шутка: музыкант, играющий на лютне, две трети времени занимается тем, что настраивает инструмент, а одну треть музицирует на не настроенном инструменте.
Весьма элегантная конструкция лютни включает в себя корпус и гриф, заканчивающийся колковым блоком. Корпус, имеющий грушевидную форму, включает в себя деку и кузов, который выполняет роль резонатора.
Кузов изготавливается из выгнутых, образующих полусферическую форму, сегментов, производимых из твердых пород древесины: черного дерева, палисандра, вишни или клена.
Дека – это лицевая часть корпуса, закрывающая кузов. Она плоская, имеет форму овала и обычно изготавливается из резонаторной ели. На деке в нижней части располагается подставка, а в средней имеется звуковое отверстие в виде изящного замысловатого узора или красивого цветка.
Сравнительно широкий, но короткий гриф лютни прикрепляется к корпусу на одном уровне с декой. На него приклеивается накладка из черного дерева, а также привязываются кетгутовые разграничители ладов. В верхней части грифа находится порожек, влияющий на высоту натяжения струн.
Колковый блок лютни, на котором находятся регулировочные штифты для натяжения струн, также имеет свою отличительную особенность. Она заключается в том, что блок располагается по отношению к шейке грифа под достаточно большим, почти прямым углом.
Количество парных струн на разных лютнях очень сильно варьируется: 5 до 16, а иногда и 24.
Вес инструмента весьма небольшой и составляет приблизительно 400 гр., длина инструмента – около 80 см.
Лютня в свое время, пользующаяся большой популярностью, эволюционировала весьма интенсивно. Музыкальные мастера постоянно экспериментировали с её формой, количеством струн и настройкой. В результате возникло довольно значительное количество разновидностей инструмента. Например, ренессансные лютни кроме традиционных инструментов, включающих в себя инструменты с различным количеством парных струн - хоров, заимели виды различных размеров, которые были аналогичны регистрам человеческого голоса: малую октавную, малую дискантную, дискантную, альтовую, теноровую, басовую и октавную басовую. Кроме этого, в лютневое семейство входит барочная лютня, аль-уд, архилютня, торбан, кобза, теорба, киттарон, цитра, бандора, лютня кантабиле, орфарион, лютня вандерфогель, мандора, мандола.