Контрабас

Назад

О контрабасе

Контрабас (по-итальянски - Contrabasso, по-французски - Contrebasse, по-английски - Double Bass, по-немецки - Kontrabass) - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру смычковый инструмент из семейства скрипок.
На контрабасе, как и на других струнных смычковых инструментах, играют главным образом смычком (арко) или щипком (пиццикато).
В современном контрабасовом исполнительстве используется два типа смычка - с низкой и высокой колодкой, причём держат их по-разному и с различными индивидуальными отклонениями. Несмотря на многообразие таких отклонений, наблюдается три основных способа держания смычков: немецкий - для смычка с высокой колодкой, французский и итальянский (схожий с виолончельным) - для смычка с низкой колодкой. У всех способов есть свои преимущества и недостатки.

Триста лет прошло с того времени, когда итальянец Микеле Тодини сообщил об изобретении им нового инструмента - "большой виолине, именуемой контрабасом".
С тех пор контрабас прошёл большой путь от вспомогательного до ведущего инструмента в симфоническом и эстрадном оркестре и стал одним из самых распространённых инструментов европейской музыкальной культуры. В процессе формирования инструмента возникало множество форм и размеров контрабаса с тремя, четырьмя и пятью струнами.
Немецкие мастера, например, признавали сосуществование пяти видов контрабасов, отличающихся друг от друга и размерами, и числом струн. Самый маленький из них называется "Bier bass" ("пивной бас") потому, что он часто использовался деревенскими музыкантами для игры в пивных барах. Другие инструменты различались по названиям - "кварта", "половина", "три четверти" или "полный бас".
В середине XVIII века мастера делали небольшие, камерные басы с тремя струнами. По размеру это было нечто среднее между современной виолончелью и контрабасом, причём англичане и итальянцы настраивали их квартами, а французы квинтами. Сохранилось несколько таких басов, выполненных лучшими мастерами того периода. Использовать их в симфонических и оперных оркестрах в наши дни нельзя, так как они не обладают достаточной силой звука. Тем не менее историческая ценность их безмерна, ибо вся добетховенская музыка рассчитана на качества именно таких инструментов. Звучание их великолепно, звук чистый, без присущего контрабасу гула. В настоящее время камерные басы стали редкостью, так как многие из них переделаны в виолончели.

Поиски и совершенствование контрабаса приводили мастеров и к попыткам увеличить размеры инструмента. В XVII веке нередко делали гигантские контрабасы - октобасы. В 1615 году на первом Дрезденском празднике на октобасе высотой в 4 метра играл некий Рапотский из Кракова. До настоящего времени сохранился другой огромный октобас "Голиаф". Он находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Его корпус напоминает виолу, но с расширенными боками. Его высота 2,60 метра, ширина 1,06. Некоторые октобасы были настолько велики, что играли на них два исполнителя. Один стоял на платформе и прижимал струны, а другой водил смычком.
В 1855 году трёхструнный октобас французского мастера Ж. Вильома демонстрировался на Парижской выставке. Ныне он находится в музее Парижской консерватории. Его высота 4 метра, строй кварто-квинтовый, управляется рычаговым механизмом, состоящим из семи педалей и металлических брусков-клавиш, которые позволяют извлекать одновременно три звука в кварто-квинтовом соотношении.
Разнообразие форм и размеров контрабаса, сохранившееся до сих пор, требует от музыкантов умения быстро приспосабливаться к новому инструменту - его мензуре и другим особенностям, ибо в отличие от скрипачей, альтистов и виолончелистов контрабасистам часто приходится играть на разных инструментах.
Развитие современного контрабасового исполнительства свидетельствует о том, что в этой области искусства таится такое множество неиспользованных эмоционально-выразительных, тембровых, регистровых, технических возможностей, что полноценная реализация их ставит этот инструмент по силе художественного воздействия в один ряд со скрипкой, альтом, виолончелью и другими сольными инструментами. Ведь контрабас может звучать как человеческий голос, но обладает недоступными голосу техническими возможностями, он может стать подобным скрипке, но обладает недоступными скрипке низкими звуками и тембрами. Перевоплощение здесь зависит от трактовки инструмента, которая бесконечно разнообразна. А тот факт, что на контрабасе в настоящее время звучат многие скрипичные и виолончельные сочинения, вплоть до каприсов Паганини, свидетельствуют не только об успехах контрабасового искусства, но и шире - о скрытых исполнительских возможностях.

Материалы с сайта "www.contrabass.ru"

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)