Клавесин: Общие сведения

Назад

О клавесине

В параграфе 11 вступления к первой части своего трактата К. Ф. Э. Бах пишет: “... мы должны еще кое-что сказать о нашем инструменте. Из множества разновидностей клавира, которые частью остались неизвестными по причине своих недостатков, а частью еще не по­всюду распространены, две наиглавнейшие - суть клавесин и клавикорд, которые поныне получили наибольшее одобрение. Первый используют для ансамблевой игры, второй - для сольной. Новые фортепиано, если добротно сделаны, имеют много преимуществ, несмотря на свое особое туше, которому нелегко выучиться. Они хороши для игры соло или с неболъшим ансамблем, но я все же полагаю, что хороший клавикорд обладает всеми их красотами...” Следуя порядку, предложенному самим автором “versuch...”, говорящему об инстру­ментах во вступлении к первой книге, а об аппликатуре, орнаментике и эстетических проблемах исполнения в трех соответствующих главах, я также хочу в первую очередь изложить сведения, касающиеся истории клавишных инструментов (в первую очередь - клавесина), поговорить об их устройстве, особенностях настрой­ки и специфике туше.

Клавесин является главным представителем группы клавишных щипковых инструментов. Наши знания об его истории охватывают период примерно от 1500 до 1800 года. Несмотря на существование более ранних упоминаний о клавесине, сами инструменты не сохранились. Первые сведения о нем, приводимые “The New Grove Dictionary of Musical Instruments” (т. 1, с.165) относятся к 1397 году - один юрист из Падуи пишет, что некто Херманн Поль (Hermann Poll) требовал “регистрации авторских прав” на изобретенный им инструмент, называемый “клавицимбалум” (clavicimbalum). Наиболее раннее живописное изображение инструмента мы находим на одной из миниатюр книги герцога Беррийского “Trés belles heures” (1416), а скульптурное - на деревянном алтаре церкви города Минден в Северной Германии (1425). Наконец, первый трактат, в котором упоминается клавесин и описываются детали его конструкции, относится к 1440 году и принадлежит перу Н. Arnault de Zwolle, физику герцога Бургундского. Первый же, дошедший до нас инструмент, датирован лишь 1516 годом и подписан Vincentius (ныне находится в итальянском городе Сиене).

“The New Grove Dictionary of Musical Instruments” дает полный список названий инструмента на разных языках: 

Голландский - Klavicimbel; 

Французский - Clavecin; 

Немецкий - Cembalo, Flügel, Kielflügel; 

Итальянский - Cembalo, Clavicembalo; 

Латинский - Clavicymbalum; 

Португальский - Cravo;

Испанский - Clavicordio; 

Английский - Harpsichord

Клавесин занимал господствующее положение в группе щипковых клавишных инструментов на протяжении XVI-XVII веков, пережил свой расцвет (как строительства, так и литературы, созданной для него) в XVII-нач. XVIII вв., после чего стал уступать свои позиции фортепиано. Эпизодически на нем играли и в XIX веке: к примеру, сольные концерты Игнаца Мошелеса в 1837 году в Лондоне на клаве­сине работы английского мастера Б. Шуди, или Шарля Саломана в 1885 году на клавесине работы Л. Киркмана. Однако настоящее возрождение интереса к клавесину можно констатировать с 1890 года, когда начинают создавать новые инструменты и играть на них (имя, ставшее символом этого возрождения, - Ванда Ландовска), и процесс этот длится по сей день.

В русскоязычной терминологии - как и в англоязычной - имеются три названия для трех инструментов этого семейства, имеющих одинаковый принцип звукоизвлечения: это клавесин, вирджинал и спинет. Отличия их друг от друга заключается в том, что струны клавесина натянуты перпендикулярно клавиатуре, а струны спинета и вирджинала - параллельно ей или под небольшим углом. Соответстенно, различна и форма корпуса. У клавесина она крыловидная (гораздо более легкая и изящная нежели у современного рояля), у вирджинала и спинета - прямо- или многоугольная (т.н. “форма бараньей ноги”). Такие определения “Музыкального лексикона” И. Вальтера (1732), как “Spinetta (ит.) - маленький Clavicymbal”  или “Virginale (лат.) - клавир для дамской комнаты” дают нам право считать эти инструменты разновидностью большого клавесина*. Де Лаборд в своем огромном трактате “Эссе о музыке старинной и современной (кн. 2 ст. ”Клавесин”) также описывает спи­нет, как маленький клавесин, который хорош для маленьких детских ручек, и указывает на бóльшее удобство его при перевозке. Разни­ца между терминами и понятиями “вирджинал” и “спинет” вообще до­статочно условна и часто зависит от историко-национального кон­текста. В Италии все маленькие инструменты нашего семейства на­зывались Spinetta или Spinettina, равно как и во Франции XVII века. Англичане же были более склонны называть все клавиш­ные щипковые инструменты словом virginals. Так, например, на титульном листе сборника клавирных пьес “Partenia” (Лондон, 1612) изображена дама, сидящая за вирджиналом, а в издании “Partenia Inviolata” (Лондон, 1624) - дама за клавеси­ном, в то время как оба сборника носят под­заголовок “пьесы для вирджинала”. Спинетом же в Англии стали на­зывать появившиеся в конце XVII века инструменты в “форме бараньей ноги” со струнами, расположенными диагонально по отношению к клавиатуре. В Нидерландах спинетом назывался инструмент прямоу­гольной формы с клавиатурой, расположенной в центре корпуса или смещенной влево. Если же клавиатура была смещена вправо, инстру­мент называли музеляром (muselar).

И спинет, и вирджинал всегда оставались простыми инстру­ментами с одним регистром и одним мануалом, в то время как кла­весин модулировал от своей ранней формы, возникшей в виде попы­ток механизирования псалтериума, от простого инструмента с од­ной клавиатурой и одним рядом струн до сложной модели с двумя и даже тремя клавиатурами, где на каждую клавишу приходилось по четыре-пять струн, контролируемых ручным или иногда педаль­ным переключением регистров. Неизменной была лишь механика толкачиков и форма клавесина, перешедшая по наследству к роялю. 

Типичное устройство клавесина: 

1. Дека; 

2. Розетка; 

3. Крышка; 

4. Косячок; 

5. Подпорка; 

6. Корпус; 

7. Правый борт (”щека”); 

8. Обечайка (изогнутый правый борт между “щекой” и “хвостом”); 

9. Хвост; 

10. Левый борт; 

11. Клавиатура (ы); 

12. Sommier (фр.) - 6pycoк дерева, в котром фиксированы колки настройки струн; 

13. Contre-sommier; 

14. Планка крепления правого борта; 

15. Деревянные пружины; 

16. Порожки; 

17. “Дверца”,  закрывающая клавиатуру; 

18. “Рельсы” для выдвигания и задвигания клавиатуры; 

19. Днище; 

20. Нижняя планка клавиатуры (”нож”); 

21. Выдвижной ящик; 

22. Ножки; 

23. Подставка.

Устройство главного механизма звукоизвлечения, толкачика, сле­дующее: сам он имеет 12-18 см. длины. Главныи элемент - язычок, укрепленный на поперечном штыре и могущий свободно отклоняться от вертикального положения. В верхней части язычка находится плектр из пера (изредка из жесткой кожи, а в современных инстру­ментах и копиях - из пластика) длиной около 4-5 мм, защипывающий струну. В верхней части толкачика находится демпфер, глушащий струну при отпускании клавиши. Последняя необходимая составляю­щая механизма - пружинка, возвращающая язычок в вертикальное по­ложение после того, как толкачик возвратится на исходную позицию.

Большинство инструментов XVIII века (кроме итальянских, ис­панских и португальских) имели два мануала и (во Франции и обы­чно в Германии) три основных регистра - два восьмифутовых (8’) и один четырехфутовый (4’), звучащий октавой выше (пользуясь приня­той ныне среди клавесинистов органной терминологией). Часто на восемь футов верхнего мануала пристраивался так называемый “лют­невый регистр” - система кусочков кожи или войлока, частично при­глушавших струны и создававших своеобразный эффект сухого и про­зрачного звучания. С середины XVIII века во Франции и Англии во­шел в моду “jeu de buffle”, который англичане называли также арфовым регистром - ряд толкачиков, альтернативный основному и имевший плектры из мягкой бычьей кожи. Все прочие добавления, ха­рактерные для инструментов конца XIX-начала XX века, не были слишком распространены на исторических инструментах. Необычайно редки были шестнадцати- и двухфутовый регистры, часто включаемые в диспозицию инструментов XX века. До нас дошли лишь шесть ста­ринных инструментов с такими регистрами. Р.Донингтон указьюает, что шестнадцатифутовый регистр был необязателен и часто не употреблялся вовсе, ибо создавал чрезмерное напряжение на деке, мешавшее свободе и естественности звучания. При доба­влении 16’ звук клавесина становился не более насыщенным, а более тяжелым. “Конечно, - пишет Донингтон, - регистр несколько меняет окраску звука, но ничего страшного не случится, если этого и не будет’. Редки инструменты с тремя мануалами, с пе­дальным переключением регистров, скомбинированные с органом и фортепиано и тому подобные.

Три основных регистра, помимо отдельного звучания, могли соединяться друг с другом: так можно было соединить два 8’, пер­вый 8’ с 4’, а также сделать “tutti” объединением всех трех регистров (а при наличии добавочных - и с ними}. Это давало нема­лые динамические и выразительные возможности. Большой ценностью были 4’ - практически не используемые на инструментах XVIII века в сольном звучании, они придают комбинации очаровательный блеск. Соединение (“копуляция”) двух клавиатур осуществлялось в немец­ких и французских клавесинах XVIII века выдвижением верхней кла­виатуры или задвиганием нижней.

Диапазон клавесина неуклонно расширялся от четырех октав (начиная с “С”) в XVI веке и до пяти октав в XVIII веке (от “F” контроктавы) или даже пяти с половиной (от “C” контроктавы) в некоторых особых случаях.

 

Е. Юшкевич. 

Карл Филипп Эммануэль Бах. «Опыт истинного искусства клавирной игры»