Кларнет

Назад

О кларнете

ЧЖАО ЮЙ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ КЛАРНЕТА: НА ПУТИ К МИРОВОЙ ИЗВЕСТНОСТИ

В ряду музыкальных инструментов, наиболее ярко и убедительно репрезентирующих универсализм и многообразие современной культуры, кларнет занимает одно из ведущих мест. Его историческое развитие на протяжении трёх столетий может служить показательным примером целенаправленного завоевания различных репертуарно-стилевых сфер и географических пространств (стран, регионов, континентов), увенчавшимся ныне всемирной «экспансией» в духе процессов культурной глобализации.

Как известно, барочный инструмент шалюмо, рассматриваемый исследователями в качестве предшественника кларнета, появился в процессе многочисленных переделок блокфлейты ближе к концу XVII века. Встроенная трость, а также добавленные клапаны, с помощью которых заполняются «пробелы» диапазона (от самого высокого тона до первого из тех, что извлекаются путем передувания), способствовали усилению громкости звучания указанного инструмента. Первое упоминание о шалюмо как своеобразной новинке для того времени содержит опись инструментов придворной капеллы герцога Генриха Сакс-Ремхильдского (1687), где фигурирует ансамбль (консорт) из четырёх соответствующих инструментов, приобретённых в Нюрнберге. По существу, «упоминание... этого города в неопровержимом денежном документе... разрешило одну из музыкально-исторических проблем», – отмечает М. Сапонов [3, с. 14]. Полвека спустя в «Историческом очерке о нюрнбергских математиках и художниках» (1730) Я. Г. Доппельмайр указал, что инструмент под названием «шалюмо» был изобретён выдающимся мастером, впоследствии – изобретателем кларнета Иоганном Кристофом Деннером (1655–1707) именно в Нюрнберге. Вопреки утверждениям скептиков о недостоверности этой информации (порождения местного «городского патриотизма»), о слишком уж «французском» наименовании «шалюмо», следует обратить внимание на упомянутый финансовый документ, как и на общепризнанную увлечённость И. К. Деннера французскими технологиями: «Он, по-видимому, первым в немецких землях стал, следуя опыту французов, изготовлять духовой инструмент не из цельного куска дерева, а из трёх долей, соединяемых воедино» [3, с. 14]. О. Кролль и Д. Рим указывают, что этот инструмент первоначально называли «усовершенствованным шалюмо», в дальнейшем же утвердилось наименование «кларнет» – из-за сходства звучания с распространённой в барочную эпоху трубой высокого регистра, именовавшейся «clarino», название которой, в свою очередь, произошло от латинского clarus – «ясный» (звук) [7, S. 8]. 

Дело И. К. Деннера впоследствии продолжил его сын Якоб, усовершенствовавший изобретённую отцом двухклапанную конструкцию кларнета. Инструмент с тремя клапанами был изготовлен немецким мастером Пауром, четвёртый клапан – добавлен бельгийцем Роттербургом (ок. 1760); англичанин Дж. Хейл позднее создал модель с пятью клапанами (1785), наконец, французский кларнетист и композитор Ж.-К. Лефевр около 1790 г. сконструировал классический вариант с шестью клапанами (см.: [1, c. 12]).

По мнению исследователей, кларнет в России получил распространение в оркестрах к середине XVIII столетия. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в Императорскую капеллу: К. Ланкаммер, К. Компаньон, Й. Гримм, Г. Бруннер, К.Манштейн. Позднее, в 1764 году, в придворном оркестре появился и отечественный кларнетист Ф. Ладунка.

На рубеже XVIII–XIX веков кларнет в Европе считался полноправным инструментом оркестровой, камерно-ансамблевой и сольной сфер музицирования. В этот период выделялись крупные исполнители-виртуозы, совершенствовавшие не только технику игры на кларнете, но и его конструкцию (см.: [2; 6]). Особо следует отметить И. Мюллера, который усовершенствовал мундштук, оказав существенное влияние на тембровую палитру, упростил процесс передувания и расширил диапазон. Р. Альберт, в частности, полагает, что с И. Мюллера, фактически создавшего новую модель кларнета, начинается период, который можно назвать «золотым веком» данного инструмента [6, p. 68].

В XIX столетии кларнет по-прежнему совершенствовался, иногда заимствуя конструктивные новации у других духовых инструментов. Так, флейтист мюнхенской Придворной капеллы Т. Бём изобрел систему кольцевых клапанов, которая применялась на флейте, после чего профессор Парижской консерватории Г. Клозе и музыкальный мастер Л.-О. Бюффе успешно приспособили указанную систему к кларнету. Их модификация получила название «кларнет Бёма», или «французский кларнет» (см.: [8]), что представляется отнюдь не случайным. Французская кларнетная школа, основателем которой считается И. Й. Беер, заняла особое место в истории музыкальной культуры. Многие французские композиторы создавали музыку для кларнета, в частности, внеся заметный вклад в развитие жанра кларнетного концерта (назовём в этой связи Э. Солера, М. Йоста, Ш. Дювернуа, Ж. К. Лефевра, И. Ф. Дакосту и др.). Наряду с этим, видные инструментальные мастера XIX века, работавшие во Франции, принимали участие в дальнейшем совершенствовании конструкции кларнета (в частности, нужно упомянуть А. Сакса, прославившегося изобретением саксофона и широко-мензурных медных духовых инструментов, и Э. Альбера).

На территории Германии и Австрии в упомянутый период получили распространение национальные («немецкая» и «австрийская») модели кларнета. Они ведут своё происхождение от инструмента с клапанной системой, сконструированного И. Г. Оттенштайнером (1815–1879) при участии кларнетиста К. Бермана. Последний в дальнейшем опубликовал «Школу игры на кларнете», предназначенную специально для этой модели. В 1900-х годах берлинский мастер О.Элер (1858–1936) внёс очередные усовершенствования в «немецкую» разновидность инстру мента. М. Чулаки отмечает, что распространено мнение, согласно которому кларнеты «немецкой» системы, в сравнении с «французскими», отличаются «большей выразительностью и силой звука» [5, c. 221].

В XX веке кларнет принадлежит к числу наиболее востребованных инструментов в академической музыке. Современные мастера нередко создают экспериментальные модели инструмента. Например, Ф. Шюллер сконструировал четвертитоновый кларнет, предназначенный для исполнения музыки, в которой используется микротоновость. Помимо этого, предлагаются разнообразные технические усовершенствования (так, общее количество клапанов, используемых в отдельных конструкциях кларнета, приближается к двум десяткам), придающие инструменту облик сложного и тщательно сбалансированного механизма.

Наряду с этим, родственные кларнету (по тембру и диапазону) инструменты фигурируют в народной музыке Европы (Прибалтика, Балканы, Испания, Франция, Швеция), Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки. В основном это цилиндрические трубки, изготовленные из естественных материалов – дерева, бамбуковых стеблей, костей и т. п., на которых располагаются несколько отверстий. Звучащий элемент (язычок) у подобных инструментов, как правило, представляет собой обыкновенный надрез у одного из концов. Народные кларнеты могут быть двойными (в процессе игры используются одновременно две трубки), а в Африке встречаются инструменты, которые принято держать горизонтально (см.: [9]).

Современный кларнет проник в народную музыку различных регионов – французской Бретани, испанской Кантабрии, где обычно используют малый кларнет (под названием «пито»), сопровождаемый малым барабаном («тамбором»), и др. В народной музыке Болгарии, Румынии и Греции кларнет также находит широкое применение. Он часто звучит на свадьбах, деревенских праздниках, а также на концертах с участием народных инструментов. Как правило, балканские кларнетисты используют открытые мундштуки и лёгкие трости, добиваясь благодаря этому специфического звучания: крупное вибрато, многочисленные «украшения» и др. Одним из широко известных балканских кларнетистов фольклорного направления является болгарин И.Папазов.

В Бразилии кларнет сопровождает (вместе с другими инструментами) народные танцевальные представления и участвует в городских ансамблях популярной музыки («шоро», вдохновлявших классика национальной музыки Э. Вила-Лобоса), а в Швеции может заменять на свадьбах скрипку.

Кларнет является одним из главных инструментов еврейской клезмерской традиции ансамблевого музицирования. В контексте последней применяются самые разнообразные типы техники, определяемые различной постановкой губ, использованием четвертитоновых интервалов, восходящих и нисходящих глиссандо, etc. Среди известных кларнетистов этого жанра – Н. Брандвейн, Г. Фейдман, Д. Кракауэр, Г. Гольденштейн.

Исключительная роль отводится кларнету в народной и популярной музыке Армении. Как известно, истоки армянской народной музыки уходят в глубокую древность – история соответствующей традиции, исследуемой учёными, охватывает период свыше трёх тысячелетий (см.: [4, с. 94]). Формирование армянской народной музыки происходило параллельно с формированием национального языка, то есть примерно с XII века до н. э. Широко распространена в Армении древняя разновидность армянского кларнета, называемого дудуком. Всемирную известность приобрёл выдающийся мастер игры на дудуке Дж. Гаспарян, а сама упомянутая область фольклорного творчества в 2005 году была признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. <…>

В XX веке кларнет становится одним из ведущих инструментов в турецкой народной и популярной музыке, нередко используемым вместо зурны. Специфика турецких кларнетов предопределяется большей длиной в сравнении с европейскими, а также использованием строя in G  (что подразумевает транспонирование на кварту вниз). Нередко указанные инструменты изготавливаются из металлических сплавов, что, в свою очередь, благоприятствует особому колориту их звучания. Популяризации кларнета в Турции на протяжении ХХ столетия способствовала исполнительская деятельность Ш. Тунара (1907–1962); среди современных музыкантов наиболее известен М. Кандирали.

Кларнет получил своё распространение не только в Европе, но и в ряде стран Азии. Например, в Китае весьма популярен дан хуанг, в Монголии – бурэ (духовой инструмент, являющийся разновидностью кларнета), в Саудовской Аравии – зуммара (двойной «кларнет» бедуинов, по

сути, ещё одна разновидность классической модели инструмента), и т. д. Отмеченное разнообразие форм современного бытования кларнета и его прямых «родственников» наглядно свидетельствует в пользу актуальности соответствующего инструментария и широкого распространения кларнетной музыки по всему миру.

 Таким образом, история становления и развития кларнета в XVII–XX веках характеризуется ярко выраженной центробежностью. В наши дни «усовершенствованный шалюмо» представляет собой инструмент с большим техническим и художественно-выразительным потенциалом. Наряду с этим, современный кларнет отличается сложной конструкцией и непрерывно совершенствуется, что способствует появлению всё новых его моделей. В наши дни интерес к музыке для указанного инструмента чрезвычайно велик, кларнет является одним из наиболее активных «действующих лиц» в академической, популярной, профессиональной традиционной и фольклорной сферах музыкальной культуры.

 

1. Благодатов Г. Кларнет. М.: Музыка, 1965. 60 с.

2. Маслов Р. Исполнительство на кларнете (XVIII – начало XX вв.): Источниковедение. Историография: дис. … д-ра иск. М., 1997. 302 с.

3. Сапонов М. У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана – партнер кларнета (к истории шалюмо) // Старинная музыка. 2002. № 1. С. 14–16.

4. Тигранов Г. Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР // Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья: сб. науч. тр. М.: Музгиз, 1956. С. 69–96.

5. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. СПб.: Композитор, 2005. 276 c.

6. Albert R. The Clarinet in the Classical Period. Oxford: Oxford University Press, 2003. 150 p.

7. Kroll O., Riehm D. Die Klarinette: Ihre Geschichte, ihre Literatur, ihre grossen Meister. Kassel: Baerenreiter, 1965. 94 S.

8. Toenes G. Richard Mühlfeld. URL: http://www.clarinet.org/Anthology1.asp?Anthology=12.

9. UNM Department of Music: Brass Percussion Woodwind: Clarinet: Repertoire. URL: http://www.muzpro.info/node/29.