Гидравлос
НазадО гидравлосе
Водный орган или гидравлический орган (фр. orgue hydraulique; нем. Wasserorgel; лат. organum hydraulicum).
Разновидность автоматического органа без мехов. В него вдувается воздух, сжимаемый непосредственно водой, которая приводится в действие природными силами (например, водопадом). Водные органы, приведенные в действие, играют без вмешательства человека. Древние и современные авторы часто путали их с греко-римской гидравликой, разновидностью пневматического органа, в который воздух подавался ручными воздушными насосами, а вода использовалась в устройстве для стабилизации давления ветра. В отличие от парового органа (см. Каллиопу (ii)), в котором использовался "влажный" воздух, вода никогда не текла по музыкальным трубам водяного органа. Помимо способа выдувания, водяной орган похож на шарманку: у него есть закрепленный барабан с музыкальной программой, духовой шкаф и трубы. Водные органы были описаны в текстах Ктесивия (III век до н.э.), Филона Византийского (III век до н.э.) и Героя Александрийского (около 62 г. н.э.). Подобно водяным часам (клепсидрам) времен Платона, они не считались игрушками, но, возможно, имели особое значение в греческой философии, которая использовала модели и симулякры такого типа. Гидравлически продуваемые органные трубы использовались для имитации пения птиц, а также для создания внушающего благоговейный трепет звука, издаваемого статуей Мемнона в Фивах. В последнем случае солнечное тепло использовалось для перекачки воды из одного закрытого резервуара в другой, тем самым производя сжатый воздух для зондирования труб. Арабские и византийские инженеры разработали, среди прочего, автоматический водяной орган (описанный Бану Мусой в их трактате IX века; см. Farmer, 1931) и "музыкальное дерево" во дворце халифа аль-Муктадира (правил в 908-32 годах). К концу XIII века гидравлические автоматы достигли Италии и остальной Западной Европы. В эпоху Возрождения водные аппараты вновь приобрели магический и метафизический оттенок среди последователей герметических и эзотерических наук. Органы устанавливались в садах, гротах и оранжереях королевских дворцов и особняков богатых патрициев, чтобы радовать зрителей не только музыкой, но и демонстрацией автоматов – танцующих фигурок, хлопающих крыльями птиц и бьющих молотком циклопов - все это управлялось выступами на музыкальном цилиндре (см. рис.1). Другие типы водных органов использовались для имитации музыкальных инструментов, на которых, по-видимому, играли статуи в мифологических сценах, таких как "Орфей, играющий на виоле", "Состязание Аполлона и Марсии" и "Аполлон и девять муз’. Самый знаменитый водный орган XVI века находился на вилле д'Эсте в Тиволи (рис.2). Построенный примерно в 1569-72 годах Лучой Клерико (Luc de Clerc; завершен Клодом Венаром), он возвышался под аркой примерно на шесть метров и подпитывался великолепным водопадом; Марио Картаро в 1575 году описал его как "играющий мадригалы и многое другое’. Он также был снабжен клавиатурой. Г.М. Заппи ("Анналы памяти Тиволи", 1576) писал: "Когда кто-то отдает приказ играть, сначала слышатся звуки труб, которые звучат некоторое время, а затем появляется созвучие.... Бесчисленные джентльмены не могли поверить, что этот орган играет сам по себе, судя по регистрам, с помощью воды, но они скорее думали, что внутри кто-то есть". Помимо автоматического проигрывания по меньшей мере трех музыкальных произведений, теперь известно, что орган также был оснащен клавиатурой. Другие итальянские сады с водяными органами были в Пратолино, недалеко от Флоренции (около 1580 г.), Изола-де-Бельведер, Феррара (до 1599 г.), Квиринальский дворец в Риме (построен Лукой Бьяджи в 1598 г., отреставрирован в 1990 г.), Вилла Альдобрандини, Фраскати (1620 г.), один из королевских дворцов в Неаполе (1746 г.), вилла Дориа Памфили, Рим (1758-1799). Из них сохранился только один, находящийся в Квиринальском дворце. Иллюстрация Кирхера к "Музургии универсалий" (1650), который долгое время считался причудливым воплощением гипотетической возможности, оказался точным во всех деталях при сравнении с органным гротом в Квиринальском дворце, за исключением того, что он был перевернут слева направо. На вилле д'Эсте до сих пор сохранились следы этого инструмента, но богатая минералами речная вода, низвергающаяся каскадами через органный грот, привела к образованию отложений, которые скрыли большую часть свидетельств от посторонних глаз. В начале 17 века в Англии были построены водные сооружения; Корнелиус Дреббель построил одно для короля Якова I (см. Харстоффер, 1651), а Саломон де Каус построил несколько в Ричмонде, находясь на службе у принца Генриха. Один из них находился в Багнигг-Вейл, Лондон, в летнем доме Нелл Гвинн (1650-1687), а Генри Уинстенли (1644-1703), проектировщик маяка Эддистоун, как полагают, построил его в своем доме в Саффрон-Уолдене, Эссекс. После свадьбы принцессы Елизаветы с курфюрстом Пфальцским принцем Фридрихом V де Каус разбил для них сады в Гейдельбергском замке, которые прославились своими красивыми и замысловатыми гидротехническими сооружениями. Водный орган сохранился в садах Хайльбронна, Вюртемберг, и его части в садах Вильгельмсхоэ в Касселе. Братья Франчини построили водопроводные сооружения и органы в Сен-Жермен-ан-Ле и Версале, которые достигли новых высот великолепия и экстравагантности. Однако к концу 17-го века интерес к водным органам угас. Поскольку их содержание обходилось дорого, они пришли в упадок и вскоре были забыты; к 1920 году ни один из них не сохранился (так называемый водяной орган в замке Хелльбрунн, Зальцбург, представляет собой пневматический орган, приводимый в движение мехами с гидравлическим приводом). Впоследствии их механизм был неправильно понят, пока голландский инженер Ван Дейк в 1954 году не указал, что способ подачи воздуха в водяной орган был таким же, как и в кузницах и плавильнях в 16-17 веках. Наиболее важным фактором является естественная особенность воды, которая, попадая под действием силы тяжести в выпускное отверстие, всасывает воздух. Воздух всасывается через небольшую трубу, расположенную в вертикальной трубе большего размера, которая забирает воду из ручья, пруда или стабилизирующего резервуара. Вода и воздух поступают вместе в камеру aeolis (воздушную камеру), которая расположена на значительном расстоянии ниже уровня воды. Чем длиннее вертикальная труба, тем сильнее будет всасывание и тем больше объем всасываемого воздуха. Здесь вода и воздух разделяются, и сжатый воздух подается в вентиляционный канал на верхней части камеры aeolis, чтобы обдувать трубы органа. Две перфорированные “брызговики” или “диафрагмы” предотвращают попадание водяных брызг на трубы органа. Вода, отделенная от воздуха, покидает камеру aeolis с той же скоростью, с какой она поступает в нее, и используется для приведения в действие водяного колеса, которое, в свою очередь, приводит в движение музыкальный цилиндр и связанные с ним механизмы. Чтобы запустить орган, необходимо открыть кран над входной трубой, и при непрерывном потоке воды орган будет играть до тех пор, пока кран снова не закроется. Многие водяные органы имели простые устройства для регулирования давления воздуха. В Квиринальском дворце вода течет из источника на вершине холма (когда-то бьющего в изобилии, теперь ее хватает только на то, чтобы играть на органе в течение примерно 30 минут), проходя через сам дворец в стабилизирующую "комнату" примерно в 18 метрах над эоловой камерой в органном гроте. Этот перепад обеспечивает достаточный поток ветра для приведения в действие восстановленного шестиступенчатого инструмента. Среди авторов, писавших о водяных органах эпохи Возрождения, Саломон де Каус был особенно информативен. Его книга, изданная в 1615 году, содержит краткий трактат об изготовлении водяных органов, советы по настройке и оформлению, а также множество прекрасных гравюр, на которых изображены инструменты, их механизмы и сцены, в которых они использовались. В него также входит пример подходящей музыки для водяного органа - мадригал Алессандро Стриджио "Chi farà fed' al cielo" в аранжировке Питера Филипса.