Цинк
НазадО цинке
Цинк - немецкое название корнетта (нем. Zink; итал. cornetto — рожок).
Старинный деревянный духовой инструмент “с вибрирующими губами”. Прямой или изогнутый рог из дерева или слоновой кости с 6 отверстиями для изменения высоты звуков и чашеобразным мундштуком. В основном он использовался с конца 15-го по конец 17-го века, но продолжал использоваться, в основном городскими музыкантами, до конца 18-го века, а иногда и до 19-го. В конце 20-го века произошло широкое возрождение. Английское написание обычно было "cornet", но распространенный вариант "cornett" получил широкое распространение по предложению Ф.У. Гэлпина, чтобы избежать путаницы при печати с современным корнет-клапаном. Цинк известен в трех основных размерах – дискант, малый дискант (cornettino) и тенор, из которых дискант, безусловно, имеет наибольшее значение.
Музыкальная энциклопедия.
А. A. Розенберг.
Цинк (нем. Zink; итал. cornetto — рожок) — старинный духовой мундштучный музыкальный инструмент. Имел конический прямой или изогнутый ствол с 7 игровыми отверстиями (6 на лицевой стороне, 1 на тыльной). Звук извлекался при помощи чашеобразного мундштука (из твердых пород дерева или слоновой кости) с узким отверстием (2-3 мм в диаметре). Цинк с прямым стволом (итал. cornetto diritto) обтягивался кожей белого или жёлтого цвета, известен в 2 видах: Цинк с мундштуком, составлявшим с ним одно целое (общая длина 580-660 мм), отличался нежным звуком и назывался "тихий" Цинк (нем. stiller Zink); Цинк со вставным мундштуком (общая длина 550-590 мм), звучал светло и ясно. Цинк с изогнутым стволом — более крупный, обтянут кожей чёрного цвета (нем. schwarzer Zink), звучал грубее прямого. Основные виды инструментов с прямым и кривым стволами имели диапазон а — а2 (или g — g2).
Разновидности Цинка: дискантовый (итал. cornettino), звучал квинтой выше основного вида, имел диапазон е1 — е3 или d1 — d3 (иногда до а3); теноровый (нем. krumm Zink, итал. cornetto torto) с диапазоном d(c) — d2, звучал квинтой ниже основного вида, имел S-образную форму и один клапан — С; басовый (появился во Франции в 16 в.), получил название серпент. Некоторые учёные (X. Риман) предполагают, что предшественником Цинка был древне-римский литуус. О существовании в средние века Цинка свидетельствуют рейнские миниатюры 11 в. В 14 в. Цинк стал одним из наиболее распространённых музыкальных инструментов; он был самым ранним мундштучным инструментом с диатоническим звукорядом, что позволяло использовать его как мелодический инструмент. Несмотря на трудность игры на Цинке, он широко применялся в 16-17 вв. в светской, церковной и камерной музыке, а также в так называемой башенной музыке. Цинк включили в свои произведения Дж. Габриели, К. Монтеверди (опера "Орфей"), М. А. Чести ("Золотое яблоко"), Г. Шюц (культовые сочинения), И. С. Бах (некоторые церковные кантаты), К. В. Глюк (опера "Орфей", венская редакция; одно из наиболее поздних применений Цинка). В середине 18 века Цинк ещё использовался в концертной и бытовой музыке, иногда заменяя скрипку, в духовых ансамблях — дискантовый или альтовый тромбон. Постепенно Цинк выходил из употребления; его вытесняли более совершенные инструменты.