Блокфлейта

Назад

О блокфлейте

Блокфлейта - деревянный духовой инструмент представляет собой полую трубку с восьмью отверстиями (семью отверстиями сверху и отверстием снизу для большого пальца), на одном конце которой установлен специальный блок со свистком, называемый мундштуком. Воздух, вдуваемый музыкантом через специальный узкий воздуховод, встречает на своем пути отверстие с заостренным краем, который рассекает воздушную струю, вызывая завихрения, которые и создают звуковые вибрации. Изобретенный (или завезенный в Европу) в средние века, блокфлейта была одним из самых распространенных духовых инструментов эпохи Возрождения и продолжала играть важную роль в эпоху барокко. После того как блокфлейта мало использовалась в классический и романтический периоды, она была возрождена в начале 20-го века и заняла видное место в возрождении ранней музыки. Сегодня это широко популярный учебный и любительский инструмент, привлекающий множество квалифицированных специалистов.
Блокфлейты изготавливаются разных размеров, с разным диапазонам звучания. Физический размер инструмента напрямую влияет на высоту воспроизводимых им звуков. 

Различают следующие размеры:

  • Сопранино – флейта звучит от “фа” второй до “соль” четвертой октавы, имея один из самых высоких тембров (строй F);
  • Сопрано – звучит от “до” второй октавы до “ре” четвертой октавы. Такие флейты еще называют Descant (строй C);
  • Альт – флейта “treble”, звучит от “фа” первой до “соль” третьей октавы (строй F);
  • Тенор – звучит от “до” первой до “ре” третьей октавы (строй C);
  • Бас – от “фа” малой до “соль” второй октавы (строй F).

Кроме того, существуют менее распространенные размеры:

  • Гаркляйн – самая высоко звучащая флейта, которую также называют сопраниссимо или пикколо. Она звучит в диапазоне от “до” третьей до “ля” четвертой октавы (строй C);
  • Гроссбас – от “до” малой до “ре” второй октавы. Такие инструменты еще называют Great Bass (строй C);
  • Контрабас – от “фа” большой до "соль" первой октавы (строй F);
  • Субгроссбас – от “до” большой до “ре” первой октавы (строй C);
  • Субконтрабас – от “фа” контроктавы до “соль” малой октавы (строй F).

Блокфлейта имеет два различных строя – строй F и строй C. Строй блокфлейты определяется по самому низкому звуку, который она может воспроизвести.

Нотный текст, написанный для трэбла и тенора, не подвержен транспонированию, но музыка для сопрано, дисканта, баса и большого баса обычно пишется на октаву ниже их высоты звучания.

Английское название блокфлейты “Recorder” происходит от латинского глагола “recordari”, означающий “помнить”, “запоминать". Следовательно, играющий, а в более широком смысле, его инструмент, был запоминающим или передающим, таким как менестрель. Первое известное использование этого слова для обозначения музыкального инструмента относится к 1388 году в домашних отчетах графа Дерби, впоследствии короля Генриха IV. В большинстве европейских языков первым термином, обозначающим блокфлейту, было слово, обозначающее только флейту: в немецком - "Fleite" (флáйте) или "Flöte" (флёте), на итальянском - “flauto” (флáуто) или “fiauto” (фьáуто), на испанском - “flauta”. Начиная с 1530-х годов, часто добавлялось соответствующее прилагательное, описывающее либо девять отверстий средневековой и ренессансной блокфлейты, либо восемь отверстий барочной блокфлейты, либо продольную ориентацию “flauto diritto” (ит. флáуто дири́тто), либо мягкий или ласковый тон “flûte douce” (фр. флют дус), "flauto dolce" (ит. флáуто дóльче), “flauta dulce” (исп. флáута дýльче), Педро Рабасса, Мизерере, 1715), либо предполагаемая связь с Англией “Fluste d’Angleterre” (фр. флют д'англетер - английская флейта) или с Италией “flauto italiano”, либо блок в конструкции “Blockflöte” (нем. блокфлёте), либо мудштук, "клюв" барочной блокфлейты “flûte à bec” (фр. флют э бэк), “flauto a becco” (флáута бэ́кко), либо способность блокфлейты “хорошо ложиться в руку” - “handfluit” (дат. хандфлют).

Когда в 1673 году группа французских профессионалов привезла в Англию блокфлейту, они принесли с собой французские названия "flûte douce" или просто "flûte", которые совпадали с традиционным названием, по крайней мере, до 1695 года. Таким образом, с 1673 по конец 1720–х годов в Англии слово "флейта", которое до сих пор использовалось для обозначения поперечного инструмента, всегда означало блокфлейту - смена терминологии, которая вызвала бесконечную путаницу среди современных авторов и редакторов. Когда в 1720-х годах поперечная флейта обогнала по популярности блокфлейту в Англии, последняя стала обозначаться терминами "an ordinary flute" (обычная флейта) или "an ordinary English flute" (обычная английская флейта, а позже сокращенными до "flute" (флейта). Стандартные названия блокфлейты 20-го века включают: “flûte à bec” или “flûte douce”, “Blockflöte”, “flauto dolce”, “flauto a becco” или “flauto diritto”, “blokfluit”, “furulya” или “egyenesfuvola”, “flauta de pico”,  “flauta dulce”, “tatebue”, rīkōda (японское). Немецкие термины "Лангсфлёте" и "Шнабельфлёте" давно вышли из моды.

Физические характеристики блокфлейты оставались неизменными на протяжении всей его истории. Для закрытия отверстий блокфлейты музыкант использует обе руки. Четырьмя пальцами правой руки закрываются нижние отверстия инструмента, безымянным, средним, указательным и большим пальцами левой руки закрываются отверстия близ мундштука и октавный клапан снизу.

Ноты блокфлейты воспроизводятся поочередным открыванием и закрыванием клапанов. Чем больше клапанов открыто – тем выше звучит флейта. Кроме того, для плавных переходов между нотами и точной нюансировки, музыкант может использовать полузакрытие отверстий и так называемую вилочную аппликатуру, когда между пальцами, закрывающими отверстия, дополнительно открывается один клапан, повышая или понижая звучание основной ноты на половину или четверть тона.

Для взятия нот музыканту требуется в определенном порядке зажать отверстия на корпусе флейты – что называется “аппликатурой”. Одним из основных серьезных отличий блокфлейт между собой является система аппликатуры. Существует барочная и немецкая система блокфлейт, и способ игры на каждой из них слегка отличается.

Барочная система блокфлейты считается классической, и первые блокфлейты появились именно с такой системой. Барочные флейты имеют относительно сложную аппликатуру, зато звучат очень чисто на всех нотах. Позже немецкие мастера решили упростить жизнь музыканту, сделав более простой механизм взятия нот, пожертвовав при этом чистотой некоторых из них

Немецкую и барочную флейту легко отличить по внешним признакам. У блокфлейты немецкой системы третье отверстие снизу маленькое, а четвертое – большое. Блокфлейта барочной системы, если смотреть снизу, имеет четвертое маленькое и третье большое отверстие.

Для обучения детей больше подходит немецкая система блокфлейты, а для концертной деятельности - блокфлейта барочной системы с более сложной аппликатурой.

Иногда блокфлейты имеют сдвоенные отверстия. Все дело в том, что для взятия некоторых нот музыканту требуется закрывать отверстие наполовину. Выполняя такие манипуляции новичку бывает сложно чисто взять необходимую ноту, а сдвоенное отверстие решает такую проблему. Профессиональные музыканты используют флейты с одиночными отверстиями для более точной нюансировки при игре. Наличие сдвоенных отверстий не указывает на принадлежность флейты к одной из систем.