Барочный гобой

Назад

О барочном гобое

Семейство гобоев, используемое в западной музыке, состоит из группы деревянных духовых инструментов с двойным язычком и коническим отверстием различных размеров. Наиболее распространенным представителем семейства и является гобой, treble instrument in C. Термин "hautboy", одно из многих написаний, использовавшихся на заре истории инструмента и время от времени встречавшихся в начале 20-го века, был возрожден для обозначения гобоя с двумя или тремя клапанами, который использовался с середины 17-го по начало 19-го века. 

Обычно гобой был длиной 58-59 см и состоял из трех отдельных частей, соединенных шипами и гнездами, причем верхняя часть и центр были примерно одинаковой длины, а раструб несколько короче. У него было коническое отверстие со ступеньками на стыках. На внешних соединениях обычно имелись молдинги. На раструбе было шесть отверстий для пальцев, клапан для Ми (иногда сдвоенный), клапан для до' (самая низкая нота) и два вентиляционных отверстия, расположенных напротив друг друга. Более крупные отверстия для тона были подрезаны (т.е. они расширялись внутрь). Обычно у раструба внизу был толстый сужающийся обод, называемый "губой".
Известно, что к концу 20-го века сохранилось около 750 из примерно 15 000 оригинальных гобоев, изготовленных примерно между 1680 и 1820 годами. Большинство (около 85%) изготовлено из самшита: именно такие изображенных можно увидеть на картинах того времени. В качестве других материалов использовались черное дерево, слоновая кость и древесина фруктовых деревьев. Иногда использовалась более темная морилка, а некоторые ранние инструменты имитировали панцирь черепахи. Почти у половины сохранившихся инструментов кольца наконечников выполнены из слоновой кости, у других - из латуни или серебра, а также из рога или кости. Третье и (иногда) четвертое отверстие было двойным, т.е. два маленьких отверстия были просверлены рядом друг с другом.
Внешняя форма гобоя была основана на концепциях архитектурного стиля. Физические характеристики, такие как форма клапанов, тип дерева, наличие декоративных креплений или сдвоенных отверстий, токарный профиль и токарные детали, а также форма раструба, менялись со временем от мастера к мастеру, от мастерской к мастерской.
Не сохранилось ни одной трости, изготовленной ранее конца 18 века, и крайне мало письменной информации о трости и её изготовлении. Для музыкантов (даже некоторых профессионалов) не было ничего необычного в том, что они покупали готовые трости у производителей инструментов. Язычки, отличающиеся друг от друга размерами, были изготовлены почти так же, как и для гобоя с системой клапанов. Для соединения трости с отверстием инструмента использовалась скоба или металлическая трубка; трость могла быть отделена или постоянно прикреплена к скобе. Трость, должно быть, значительно менялась, как это происходит и сейчас, и ни один способ его изготовления сам по себе не может считаться “историческим”. В целом, в течение XVIII века язычки имели тенденцию становиться все уже и короче, поскольку диаметр отверстия соответственно уменьшался, а тесситура и высота тона повышались.
На протяжении всей своей истории гобой совместно с другими деревянными духовыми инструментами применял некоторые приемы, которые сегодня кажутся стилистически далекими. В нем использовалась сложная система парных звуковых паттернов, вибрато пальцами (а не современное вибрато на вдохе) и messa di voce. Эти методы использовались по всей Европе, а описания и демонстрации можно найти в источниках и справочниках вплоть до конца 18 века.

Во всех европейских языках название hautboy было либо заимствовано напрямую, либо транслитерировано с французского “hautbois” (фр. обуá, в 18 веке произносилось как о-буэ́й). Более поздние немецкие и английские источники описывали его как французское происхождение, однако это происхождение трудно датировать, потому что во французском языке шоум или шалмей (от лат. calamus — камыш, тростник; старофранц. chalemie, нем. Schalmayen. Двуязычковый духовой инструмент ближневосточного происхождения, предшественник гобоя)  и гобой назывались "hautbois". Во Франции шалмеи и круммхорны звучали повсюду: от королевского двора до деревенского праздника; «гобои Пуату» появлялись на музыкальных вечерах у Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) сопровождали крестьянские танцы.

С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе — Оттетер и Филидор — взялись за совершенствование инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Впоследствии такие же реформы привели к созданию современных кларнета и фагота. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «барочным гобоем».

В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные круммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.). Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.

Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя д’амур, охотничьего гобоя (oboe da caccia), английского рожка, баритонового гобоя (этот инструмент употреблялся достаточно редко. Что интересно — уже в 1680 году он имел форму, напоминающую саксофон. XVIII век можно с полным правом назвать “золотым веком” гобоя.