Архилютня

Назад

Об архилютне

Архилютня — это струнный музыкальный инструмент с длинной и изящной формой. Его история насчитывает несколько веков. Архилютня является предшественником венецианской лютни и имеет сходство с барокко. Данный инструмент получил свою популярность в XVII-XVIII веках и был широко использован в европейской классической музыке.
Архилютня имеет большую резонансную коробку, которая служит для увеличения громкости и длительности звука. Инструмент оформлен с декоративными элементами, которые придают ему элегантный и изысканный вид. В зависимости от модели архилютни, она может иметь от 7 до 14 струн различной окраски и диаметра.
Архилютня имеет длинное корпусообразное тело, изготовленное из различных пород дерева. Она обычно имеет 14 до 19 одиночных струн, расположенных в нескольких группах над грифом. Гриф покрыт ладами и позволяет исполнителю производить разнообразные аккордовые и мелодические проигрыши.
Слово «архи» имеет древнегреческие корни и означает «главный» или «господствующий». В контексте архилютни это указывает на основную роль инструмента в оркестре или ансамбле, где он играет ведущую мелодическую или аккомпанирующую роль. Слово «лютня» происходит от древнегреческого «лура» и означает струнный музыкальный инструмент, который играют с помощью перебора струн пальцами. Лютня является одним из самых древних музыкальных инструментов, упоминание о котором можно найти уже в древнем Египте. В течение веков лютня развивалась и претерпевала изменения, приводя к появлению различных её видов, включая архилютню.
Термин «архилютня» используется для обозначения большого и сложного многострунного музыкального инструмента с длинной шейкой. Основой архилютни является лирообразный корпус со множеством параллельных или косых струн, которые натягиваются по длине шейки. Инструмент активно использовался в Европе в период с 16-го по 18-й век. Архилютня – это главный и утонченный инструмент, объединяющий в себе красоту и сложность музыки эпохи барокко и рококо. Его название произошло от древнегреческих слов «архи» (главный) и «лютня» (струнный инструмент), указывающих на его важную роль в оркестре или ансамбле.
Архилютня представляет собой струнный инструмент с длинным грифом, который покрывает несколько октав. Ее точное происхождение остается предметом споров среди музыковедов, но считается, что инструмент возник во времена Возрождения в Франции. Архилютня была особенно популярна в период Барокко, когда музыкальные композиции для этого инструмента стали появляться в большом количестве. В этот период архилютня играла ведущую роль в оркестре и была популярной как сольный инструмент.

Главной особенностью архилютни является наличие двойного грифа, который позволяет исполнителю играть на двух отдельных наборах струн. Первый набор – это гребенчатые струны, расположенные на верхней части грифа. Второй набор – это басовые струны, расположенные на нижней части грифа. Игра на архилютне подразумевает использование как горизонтальных, так и вертикальных движений рук. Кроме основных наборов струн, на архилютне может быть установлено дополнительное количество струн, что дает возможность изменять тембр и расширять диапазон инструмента.
Архилютня обладает богатым и гармоничным звучанием, которое может быть использовано как для сольного исполнения, так и для аккомпанемента других инструментов или вокала. Из-за своего характерного звука и притягательной внешности, архилютня часто применяется в различных жанрах музыки, таких как барокко, классика и романтизм. Архилютня – это удивительный и уникальный музыкальный инструмент, который имеет особенности конструкции и звучания. Она остается важной частью музыкальной культуры Франции и продолжает радовать слушателей своей красивой музыкой.
На английском языке архилютню называют «archlute». Это название происходит от сочетания двух слов — «arch» (дуга) и «lute» (лира). Такое обозначение говорит о наличии деревянной дуги, которая делает этот инструмент уникальным.
Французское название архилютни звучит как «archiluth». Данный термин также отсылает к форме и конструкции инструмента, где есть дуга (arche) и звуковая доска (luth).
На итальянском языке архилютню называют «arciliuto». В этом названии также присутствует слово «arco» (дуга), указывающее на особенность инструмента.
В немецком языке архилютню называют «Erzlaute». В переводе это означает «деревянная лютня», и снова подчеркивает наличие деревянной дуги в конструкции инструмента.
Таким образом, архилютня получила свое название на разных языках, указывающее на особенность ее дизайна и звука. Это интересный факт, отражающий разнообразие культурного контекста, в котором используется данный инструмент.
Архилютня развивалась в тесной связи с барочной музыкой и достигла своего пика популярности в XVII веке. Знание о технике игры на архилютне было документировано в различных музыкальных трактатах, таких как «Le luth d’archluth et la tablature», благодаря которым у нас сохранилась информация о специфике этого инструмента. Архилютня также нашла свое применение в оперной музыке, например, в опере «Бени Вайдлин».
Со временем интерес к архилютне угас, и в XIX веке она постепенно уступила дорогу новым музыкальным инструментам. Однако в XX веке начался ренессанс интереса к старинной музыке, что привело к возрождению архилютни. В наше время архилютню можно услышать на концертах, в записях и в исполнении профессиональных музыкантов, специализирующихся на исполнении старинной музыки.

Изобретатель архилютни художник и музыкант Ганс Геринг (Hans Gerle), который также был лютнистом, позаимствовал идею создания инструмента от других инструментов, таких как виорн (viórne) и череда (cztereda). Он модифицировал их конструкции, чтобы создать архилютню.
Архилютня имеет овальное или грушевидное деревянное тело с двумя круглыми отверстиями звукоснимателей и набором струн, расположенных на грифе. В первоначальной версии инструмента было семь струн, но со временем их количество увеличилось до десяти. Струны изначально были изготовлены из жилы животных, таких как овцы или козы, но впоследствии их стали делать из нейлона или металла.

Главной особенностью архилютни является наличие дополнительного струнного комплекта, который проходит под главными струнами и называется «архикомплектом». Этот комплект позволяет музыканту играть аккорды и добавлять гармоническое сопровождение к мелодии, что делает архилютню отличной от других лют.
Архилютня была популярным инструментом в XVI-XVII веках в Европе, особенно в Нидерландах и Германии. Ее звук был описан как богатый, глубокий и романтичный, что позволяло ей сопровождать как вокальные, так и инструментальные произведения.

С течением времени популярность архилютни поуменьшилась, и инструмент почти исчез из музыкального репертуара. Однако в наши дни архилютня стала объектом интереса для музыкантов-исполнителей, желающих воссоздать исторические звуки и эмоции. Она также активно используется в ранней музыке, исполняется на концертах, записывается на альбомы и используется в реконструкциях исторических музыкальных составов.
Исторический происхождение архилютни до сих пор остается загадкой, и несмотря на множество теорий и предположений, точное имя его изобретателя неизвестно. Возможно, это связано с тем, что архилютня имеет очень древнюю историю, а документальных данных об этом инструменте осталось немного или они не дошли до наших дней.

Однако, считается, что архилютня появилась в Восточном Средиземноморье и была распространена в эпоху Древней Греции и Рима. Её форма и звуковые характеристики могли значительно отличаться от современной архилютни, но основные принципы игры и конструкция были уже тогда установлены.
Среди предположений относительно изобретателя архилютни можно выделить несколько гипотез. Некоторые исследователи считают, что инструмент разработали итальянские мастера в XIII-XIV веках. Другие сомневаются в этом и предлагают голландское или немецкое происхождение.

Также существует версия, что архилютня была результатом эволюционных изменений античного инструмента, который стал популярным в средневековье в Европе. В этом случае, разработка и распространение архилютни были результатом совместных усилий музыкантов и ремесленников того времени.
Хотя имя изобретателя архилютни остается неизвестным, эта удивительная историческая гадалка продолжает приковывать внимание музыкантов и исследователей своей уникальной конструкцией и звуком. Несмотря на прошедшие века, архилютня до сих пор является одним из самых популярных струнных инструментов, используемых в различных музыкальных жанрах и культурах.