acciaccatura (ит. аччаккату́ра)
НазадАччаккату́ра (итал. acciaccatura) — музыкальный термин, буквально означающий "раздавленное украшение". Это форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
Историческое развитие термина:
Немецкая традиция XVIII века:
К.Ф.Э. Бах (1753) и Ф.В. Марпург (1755), которые предоставили немецкий перевод "Zusammenschlag", определили аччаккатуру как негармоническую ноту, исполняемую на тон или полутон ниже любой из основных нот в арпеджированных аккордах и немедленно отпускаемую. В немецких источниках XVIII века это часто обозначалось восходящим диагональным штрихом, проходящим через основу между гармоническими элементами аккорда.
Итальянская теория:
Итальянские теоретики Франческо Гаспарини (1708) и Франческо Джеминиани (1749) использовали термин acciaccatura для обозначения диссонансов на целый тон ниже гармонических нот, исполняемых во время арпеджио. Джеминиани выразительно заявил, что аччаккатура "наносится легким прикосновением к струне и выдергивается с такой силой, как будто это огонь". Типичные для своей в значительной степени импровизационной практики, итальянцы не записывали acciaccatura.
Эволюция в XIX веке:
В XIX веке аччаккатура стала означать быстрые одиночные форшлаги, обычно на большую или малую секунду выше основной ноты. Этот тип украшения обычно обозначается как небольшая нота (восьмая или шестнадцатая, с перпендикулярными черточками, пересекающими их флажки) перед основной нотой. Обычай так их записывать возник в XVIII веке.
Технические особенности:
- Обозначается перечеркнутой маленькой нотой перед основной
- Исполняется максимально быстро, почти одновременно с основной нотой
- Занимает минимальное время из длительности основной ноты
- Создает эффект острого, "раздавленного" звучания
Примеры использования:
- В клавирных сонатах Скарлатти аччаккатура создает острые гармонические акценты
- В вокальной музыке барокко используется для экспрессивного подчеркивания текста
- В скрипичных произведениях передает эффект резкого вступления