motet, Motette, motetto, motetus (фр., англ., нем., ит., лат. мотэ́, моутэ́т, мотэ́ттэ, мотэ́тто, мотэ́тус)

Назад

Мотет.

Одна из важнейших форм полифонической музыки, существовавшая примерно с 1220 по 1750 год. Ни один набор характеристик не позволяет определить ее в целом, за исключением конкретных исторических или региональных контекстов. Она возникла как литургический жанр, но вскоре превратилась в выдающуюся форму светского музыкального искусства позднего средневековья. Средневековый мотет представлял собой полифоническую композицию, в которой основной голос (тенор) обычно располагался в виде повторяющихся ритмических конфигураций, в то время как верхний голос или голоса (до трех), почти всегда с разными латинскими или французскими текстами, обычно двигались в более быстром темпе. В первой половине XV века литургические связи мотета были восстановлены, и он продолжал развиваться, адаптируя ряд форм и стилей, частично заимствованных из шансона, теноровой мессы и, позднее, мадригала. В XVI веке мотет обрел свой классический синтез в контексте франко-фламандского стиля Жоскена и его последователей. Важные народные подвиды появились позже, особенно в Англии и Германии, но с тех пор мотет определяется как священная полифоническая композиция с латинским текстом, которая может иметь или не иметь разговорного или независимого инструментального сопровождения.