messa di voce (ит. мéсса ди вóче)

Назад

Филирование звука.

Пение или воспроизведение длинной ноты так, чтобы она начиналась тихо, нарастала до полной громкости, а затем уменьшалась до первоначального тихого тона. Вокальная музыка - одна из важнейших техник итальянского певческого стиля 17-го и 18-го веков, сначала как украшение, а затем как педагогический инструмент.
Описания практики гораздо более распространены, чем сам термин. Каччини ("Новая музыка", 1601) считал усиление и ослабление голоса "основой страсти", но не использует этот термин. Кристоф Бернхард ("Фон дер Зингер-Кунст", "Одер Маньера", 1649) также описал этот эффект, не дав ему названия: “На целых и половинных нотах обычно используется пиано в начале, форте в середине и еще раз пиано в конце”. Только в 18 веке слово "messa di voce" стало постоянно использоваться в качестве термина для описания этой практики. Този (1723) советовал использовать орнамент с осторожностью. Манчини (1774) посвятил этой теме небольшую главу и предположил, что "по-настоящему опытный певец будет использовать его на каждой длинной ноте, которая встречается в кантилене". Фаринелли был особенно известен своей изысканной речью. Берни (BurneyFI) писал, что в "знаменитой песне "Qual Nave" [1734], которую сочинил его брат [Фаринелли] [Риккардо Броши], первая нота, которую он пропел, была взята с такой деликатностью, постепенно увеличивалась до такой удивительной громкости, а затем уменьшалась таким же образом, что ему аплодировали целых пять минут". К 1810 году Доменико Корри назвал "messa di voce" "душой музыки" и предложил ее в качестве педагогического упражнения для исполнения на всех хроматических нотах гаммы. Гарсия (1840-47) перечислил messa di voce как один из четырех методов поддержания тембра и советует певцу практиковать его во всем диапазоне, чтобы объединить регистры. Этот термин также встречается в партитурах 19-го века, например, в сцене VI первого акта оперы Беллини "Норма" (1831), где первая нота фразы Адалжизы "Lo, l'obbliai" должна звучать как "con messa di voce assai lunga".
С появлением в вокальной музыке messa di voce был перенесен в инструментальную музыку. Этот эффект был описан еще в 1638 году в труде Фантини "Метод игры на трубе", хотя сам термин не использовался. В 1658 году Кристофер Симпсон проделал то же самое для виолы да гамба. Роджер Норт связал этот эффект именно с итальянскими скрипачами и назвал его “арката, или длинный смычок”. Как и в случае с преподавателями вокала, термин "messa di voce" регулярно появляется только в XVIII веке, например, в трактатах Джеминиани для скрипки (1751) и Кванца для флейты (1752). Хотя messa di voce, очевидно, подходит только для инструментов, способных к динамичному изменению на одной ноте, К.Ф.Э. Бах ("Опыт", 1762) также советовал клавишникам, что “когда в сольной партии длинная выдержанная нота, которая, по правилам хорошего исполнения, должна начинаться пианиссимо, постепенно увеличивайте ее до фортиссимо и вернуться таким же образом к пианиссимо, аккомпаниатор должен с величайшей точностью. Он должен использовать все доступные ему средства, чтобы овладеть форте и пиано. Его увеличение и уменьшение должны совпадать с увеличением и уменьшением основной части: ни больше, ни меньше”. Представляется вероятным, что Моцарт имел в виду именно такой эффект, например, в продолжительных фортепианных трелях при вступлении солиста в первой части своего фортепианного концерта в k467, что аналогично подразумеваемому messa di voce при вступлении солиста в k467. Концертная симфония k364 для скрипки и альта, а также многие отрывки из концертов для скрипки и духовых инструментов (например, Концерт для скрипки с оркестром k218, Andante).