lento (ит. ле́нто)

Назад

Медленно, протяжно.

Один из самых ранних темповых знаков, которые стали использоваться в музыке. Упомянутый вскользь у Царлино ("movimenti tardi e lenti"), он использовался Преторием ("Polyhymnia caduceatrix, 1619; Puericinium, 1621), Томасом Селле (1636) и Шютцем. Преториус (1619) дал уравнение lento; adagio: tardè: с медленным тактом, а в “Syntagma musicum” - adagio: largo: lento: tardè. Это слово никогда не пользовалось такой популярностью, как "адажио", "ларго" и "граве", но во французской музыке, начиная с Люлли, оно стало одним из основных темповых обозначений в своей наречной французской форме "lentement". "Без задержек" был особым фаворитом Франсуа Куперена. Руссо (1768) сравнил французское прилагательное lent и наречие lentement с итальянским largo, которое он считал самым медленным из всех по темпу; но нет никаких свидетельств того, что его мнение было общепринятым, и он, возможно, просто избегал опасностей перевода родственными словами. В полонезе своей оркестровой сюиты си минор Дж. Бах отметил постность в партии скрипки, но умеренность и стаккато в партии флейты: даже если это оплошность, это наводит на мысль, что он думал о постности и умеренности одинаково.