legato (ит. лега́то)

Назад

Гладко, связно, соединяя один звук с другим.

Из последовательных нот в исполнении, связанных между собой без какого-либо перерыва в артикуляции. На практике связь или разделение нот относительны и достигаются за счет наличия или отсутствия акцента, ударения и атаки, а также за счет молчания артикуляции; степени связи и разделения варьируются от legatissimo (представляющего наиболее тесную степень связи), tenuto, portamento, legato, portato, non legato, меццо-стаккато, Staccato (естественный антоним legato) до staccatissimo, и некоторые из этих терминов имеют значения, выходящие за рамки простых степеней связи или разделения.
В нотной грамоте 20-го века легато обычно обозначалось с помощью невнятных звуков в последовательности нот; начало и конец невнятных звуков в настоящее время обычно обозначаются артикуляциями (смычками или движением языка в струнных и духовых инструментах и фразировкой в клавишных инструментах). Однако в 18-м и начале 19-го веков это слово часто имело более расплывчатое общее значение "легато". Последовательности нот в современной нотации редко остаются без каких-либо указаний на артикуляцию, но если это так, исполнитель обычно предполагает, что требуется играть в стиле легато.
Представление о том, что исполнение легато - это "обычный" стиль исполнения, а не особый эффект, возможно, зародилось в стиле каватины итальянской оперы начала 19-го века и его подражании романтической инструментальной музыке, а еще раньше - в медленном кантабиле 18-го века. В прежние века в качестве спецэффектов обычно использовались как легато, так и стаккато, причем обычный стиль игры и пения часто был чем-то средним между ними: в средневековой музыке и музыке эпохи Возрождения лигатура, по-видимому, иногда использовалась для создания особого эффекта легато. Степень использования легато также зависела от репертуара и инструмента: например, Дирута ("Иль Трансильвано", Венеция, 1593, 1609) проводил различие между органным стилем легато и отдельным стилем клавесина для танцевальной музыки. Для быстрых движений в стиле барокко и ранней классики обычным считался стиль без легато, в то время как легато обычно использовалось для длинных нот и медленных движений (К.Ф.Э. Бах, “Опыт”, 1753; Кванц, “Опыт”, 1752 и т.д.). В некоторых музыкальных произведениях 18-го века искажения арпеджированных аккордов подразумевают своего рода легатиссимо, когда все ноты должны удерживаться до тех пор, пока аккорд не сменится.
Переводы из соответствующих старинных произведений см. у Донингтона; полезные общие советы по легато и стаккато в старинной музыке см. у Бадуры-Шкоды, Фергюсона и Келлера.